Опубликовано 10 декабря 2018, 21:36
6 мин.

«О таких вещах мы раньше даже не думали»

Зачем эти россияне строят дома для кошек и собак
КБ Стрелка проводит первый в России конкурс архитектурных концепций на проект приюта для безнадзорных животных. Делается это для того, чтобы со следующего года администрация любого региона РФ могла выбрать и реализовать один из девяти проектов-победителей. МОСЛЕНТА узнала у руководителя конкурса Дарьи Парамоновой, почему современный приют для собак и кошек должен представлять из себя кластер с магазином, ветеринарной клиникой и отелем для животных.
Фото: David McNew / Getty Images
Фото: David McNew / Getty Images

Запросы на комфортную городскую среду, нормальное отношение к животным появляются уже после того, как мы переехали, поставили плиту и шкаф

Дарья Парамонова, директор «Стрелка аркитектс»

Задача пристроить животное

Зачем понадобилось проводить конкурс?

Глобально его идея заключается в том, чтобы прежде всего поменять статус и положение образа приютов через инфраструктуру, здания, объекты и запустить программу социальной коммуникации с обществом.

Если говорить про западный опыт, то приют для животных там работает, как городской объект инфраструктуры и место, занимающееся образовательной деятельностью. Оно интегрировано в общественную жизнь и не является территорией отчуждения. Причем это происходит на разных уровнях: туда приходят школьники, дети и люди разных возрастных групп. В России муниципальных приютов сегодня безусловно не хватает. Они переполнены и с трудом решают задачу пристройства животного, которая должна быть основной функцией таких приютов.

Существующие частные приюты успешно работают по собственным программам, но их усилий недостаточно. К тому же они сильно ограничены в ресурсах, потому что существуют на частные пожертвования. В целом вопрос уменьшения количества безнадзорных животных был в последние годы решен и теперь наша задача — перевести заботу о них на качественно другой уровень.

Открытый доступ к проектам-победителям

Как конкурс был организован и объявлен? Подробное техническое задание было сформировано на основе Стандарта организации работы с безнадзорными животными в регионах, разработанного Агентством стратегических инициатив (АСИ) при участии профессионального сообщества. Методические рекомендации включают организационно–правовое обеспечение и целевую модель работы с безнадзорными животными, в том числе содержание животных, ветеринарное обслуживание, оснащение приюта, а также взаимодействие с общественными организациями и волонтерами.

Техническое задание стало неким мостом от методического пособия к непосредственным объектам инфраструктуры. В нашем задании заложены как базовая функциональная группа — административная, ветеринарная часть и вольеры, так и дополнительная, которая подразумевает наличие гостиницы, магазина и работы медицинского блока для внешних посетителей. Всех проектировщиков мы призвали подумать об этом дополнительном блоке, чтобы в будущем объекты стали самоокупаемыми. Имея эту общественную функцию, приюты будут интегрированы в городскую ткань.

Вы сказали, что муниципалитеты станут строить приюты, реализуя проекты-победители. А частные организации смогут ими воспользоваться?

Основная задача конкурса как раз и заключается в том, чтобы эти проекты попали в открытый доступ. 24 декабря в финале будут выложены девять проектов-победителей по три на климатические зоны России (умеренную, холодную и теплую). Уже сейчас есть регионы, которые предварительно поддержали инициативу и готовы реализовывать подобные проекты у себя на территориях в следующем году. Они планируют взять готовые архитектурные концепции и на их основе разработать проектную документацию и построить приюты. Выбор из проектов-победителей позволит им принять решение в зависимости от нужного типа приюта.

Задача очень специфическая. Вы не обсуждали перед стартом конкурса, что большая часть присланных работ может оказаться непригодной для использования?

Архитекторы привыкли на короткое время становиться экспертами в узкой области. Один из самых сложных блоков — ветеринарный, связанный с медицинскими технологиями. В целом же все логистические процессы по проекту для архитектора такие же понятные и простые, как в случае с любым другим общественным помещением, где есть функциональные группы, объединяющие определенные связи и процессы. Мои знакомые архитекторы выразили большой интерес к участию в конкурсе, несмотря на то, что для них это благотворительный проект в отношении дохода.

Сколько проектов вы планируете получить?

На сегодняшний день к нам пришло порядка 700 заявок. Количество проектов обычно составляет 10-15 процентов от заявок.

Новый стандарт

Вы не думали опубликовать стандарт, подобный разработанному КБ «Сводному стандарту благоустройства улиц Москвы»?

Наше методическое пособие возможно даже чрезмерно подробно для конкурсного задания. По сути, оно и является стандартом, на основе которого можно проектировать приюты, другой вопрос — какой статус носит этот документ. Очень сложно ссылаться на стандарт, не имеющий законодательной поддержки, если только нет инициативы и поддержки со стороны администрации. Если начнется программа по созданию приютов, то этими стандартами будут руководствоваться. Если нет, то заставить их никто не сможет. Прецеденты всегда очень важны.

Экономически проект должен быть эффективным в реализации, а с другой стороны, в нем должна быть часть, которая вызывает интерес. Здания приюта должны встраиваться в городское пространство и формировать его архитектурный облик.

Интеграция приютов в городскую ткань

Если брать европейские и американские приюты для животных, то там они являются кластерами, объединяющими для жителей ближайших районов множество функций. Туда можно привезти своего питомца в ветеринарный центр, в магазин или в отель для животных, погулять по территории, провести в одном из помещений детский праздник или лекцию. Там эти центры интегрированы в жизнь города и местных сообществ, пользуются их поддержкой: финансовой и волонтерской. Насколько, на ваш взгляд, наше общество готово сейчас включаться в такое взаимодействие?

Проблема, которая на протяжении десятилетий оставалась в нашей стране в подвешенном состоянии, сейчас впервые начинает решаться системно. Чтобы нам выйти на уровень качественно реализованных объектов, должно пройти несколько этапов эволюции. Этот конкурс — некое промежуточное звено, потому как бюджетная реализация не позволит сразу создать многофункциональные центры по работе с животными мирового уровня. Речь идет о переходном этапе от существующих зон отчуждения к многофункциональным центрам, существующим сейчас в Европе, Штатах и Австралии.

Привлечение волонтеров должно происходить на уровне общеобразовательных учреждений, но для этого нужна соответствующая инфраструктура, которая привлекала бы людей. Мне вспоминается история про благополучного голландского пенсионера, который приходит в один из приютов и засыпает среди кошек — так он проводит свой досуг. А сотрудники центра размещают его снимки в сети, чтобы расположить людей к приюту.

Реализация проектов, согласно правилам, должна обеспечить переходный шаг на другой этап отношения к животным. Несмотря на ограниченный бюджет, мы надеемся осуществить этот переход.

Эволюционный процесс

Этот проект начался с чьей-то инициативы? Один из ваших архитекторов сделал проект приюта — и пошло-поехало?

Нет. Часто бывает, что тема постепенно становится актуальной, думаю, это внутренний, эволюционный процесс. Мы понимали, что в ближайшее время архитекторов будет волновать тема создания таких социальных объектов, как приюты, и думали о подготовке стандарта содержания животных. Так совпало, что в то же время АСИ выпустило пособие. Эти две работы пересеклись, и мы привели техническое задание конкурса в соответствие с их принципами.

Общество живет большими циклами, которые исчисляются десятилетиями и веками. Похоже, сейчас у нас меняется стандарт отношения к бездомным животным, организации приютов для них. У вас было ощущение, что время для этого пришло, и вы просто оформляете процессы, происходящие в стране и обществе?

Я отношусь к людям, которые верят в эволюцию, и для меня это очевидный процесс, сейчас уже проявляющийся в вещах, о каких мы даже не думали еще 2010-м году. Условно говоря, о десерте мы начинаем думать, только наевшись. Запросы на комфортную городскую среду, нормальное отношение к животным появляются уже после того, как мы переехали, поставили плиту и шкаф.

Я говорю это, исходя из опыта работы в профессии: тогда бы и в голову не пришло мечтать о пешеходных улицах или о приютах для домашних животных, как о части городской инфраструктуры.