Опубликовано 10 марта 2022, 00:01
4 мин.

«Это надо сделать по-русски!» Что произошло с одной из самых красивых станций московского метро

Многие исторические станции московского метро, отработав по 60-80 лет, проходят сейчас через капитальный ремонт. Его основная причина: замена старых эскалаторов. За последние десять лет их заменили уже на 17 станциях, по сути, на каждой десятой, построенной до 2010 года. На днях после такого ремонта открылась одна из самых красивых станций столичного метро — «Новослободская». «Мослента» выяснила, что на ней поменялось, и кто делал ее легендарные витражи.
«Это надо сделать по-русски!» Что произошло с одной из самых красивых станций московского метро
Фото: В. Новикова / Пресс-служба Мэра и Правительства Москвы

«Исторический облик точно восстановлен»

Вестибюль «Новослободской» был закрыт в ноябре 2020 года. Пассажирам объяснили: сделано это в первую очередь ради замены эскалаторов и ремонта кассовых залов. А так же проинструктировали: во время работ москвичам стоит пользоваться выходом в город со станции «Менделеевская».

Против ремонта никто не возражал. Однако опасение у горожане вызывала дальнейшая судьба внешнего вида станции, ведь «Новослободская» уже давно считается едва ли не самой красивой московской станцией, вызывающей нежные чувства как у вечно спешащих москвичей, так и у вечно толпящихся тут туристов с фотоаппаратами…

Вестибюль «Новослободской» был открыт после капитального ремонта на минувшей неделе.

«С 2011 года мы открыли 100 новых станций метро и МЦК, — рассказал на церемонии открытия мэр Москвы Сергей Собянин. — Но, кроме того, нельзя забывать о ремонте существующих станций. Многие из них честно отработали по 60-80 лет и, конечно, нуждаются в обновлении. Особенно в части замены эскалаторов. Это отдельная большая программа, и за 10 лет мы провели ремонт и заменили эскалаторы на 17 станциях метро — фактически на каждой десятой станции, построенной в Москве до 2010 года. Сегодня открываем "Новослободскую", через несколько месяцев — "Рижскую"».

Сами москвичи, попавшие на «Новослободскую» чуть позже, убедились: ничего страшного со станцией действительно не произошло. Наоборот, вместо трех эскалаторов, отработавших 68 лет, здесь установили четыре новых, увеличив пропускную способность вестибюля на 30 процентов. Кроме того, новые эскалаторы потребляют на треть меньше электроэнергии, полностью автоматизированы и безопасны. Срок их службы составляет не менее 50 лет с возможностью дальнейшего продления. Что же до внешнего вида, то за время работ были восстановлено мраморное покрытие стен и пола, утраченные деревянные двери, декоративные элементы и закарнизная подсветка купола.

«Золото дать могут, а уран — нет»

У «Новослободской», надо сказать, удивительная история. Это последняя станция московского метро, спроектированная архитектором Алексеем Душкиным, автором знаменитых «Кропоткинской», «Площади революции», «Автозаводской» и «Маяковской».

Душкин же в свою очередь позвал поработать вместе над проектом «Новослободской» молодого архитектора Александра Стрелкова, внесшего ощутимый вклад в проектирование станции. Так, градостроительный совет одобрил именно его проект вестибюля, который сделали прямоугольным, а не круглым, как хотел Душкин.

Архитектор изначально планировал создать на станции «сказочное, декоративное» пространство. Правда, от идеи сделать витражи из уранового стекла, пришлось отказаться. Душкин видел такие в лондонском ресторане, в котором и вечером создавалось впечатление, что светит солнце.

Предполагалось, что витражи на «Новослободской» будут рельефными. К работе даже хотели привлечь скульптора Мухину, работавшую тогда со стеклом. Но в Госплане сказали, что золото дать могут, а уран — нет: мол, стратегическое сырье.

Вот что вспоминает о проектировании витражей «Новослободской» архитектор Александр Стрелков: «С идеей витража из цветного стекла мы обратились к Павлу Дмитриевичу Корину, делавшему тогда эскизы плафонов для "Комсомольской-кольцевой". Он подхватил нашу мысль и с увлечением взялся за работу. "Это надо сделать по-русски!" — сказал он. Вдохновившись рисунками одежд из парчовых тканей, выставленных в Грановитой палате, он создал красивые эскизы. Я же, поймав на слове Госплан, сумел "выбить" золото для отделки и "Новослободской", и "Комсомольской-кольцевой"».

«Станция Московского метрополитена "Новослободская" — уникальный памятник архитектуры. И уникальна она прежде всего своим убранством: смальтовым панно "Мир во всем мире" и 32 красивейшими витражами, на которых изображен мирный труд народов СССР», — рассказали «Мосленте» специалисты из Мосгорнаследия.

Кстати, так как в России не было традиции подобного оформления окон, делали их латвийские художники. Во время работы они использовали стекла, предназначавшихся для костелов и хранившиеся в кафедральном соборе Риги.

«Воссоздали по архивным чертежам»

Почти за 70 лет работы «Новослободская» в значительной степени утратила свою красоту: исчезли многие декоративные элементы, в частности, двери и закарнизная подсветка купола. Часть коммуникаций была проложена вдоль стен. Все это исправили капитальный ремонт и реставрация, проводившиеся под контролем Департамента культурного наследия Москвы. Ведь еще в 2007 году «Новослободской» был присвоен статус выявленного объекта культурного наследия.

Кроме того, на «Новослободской» полностью обновили системы вентиляции, электро- и водоснабжения и установили новый модуль полиции.

Светильники на стенах и балюстрадах эскалаторов отреставрировали, установили 17 новых торшеров и вернули закарнизное освещение купола эскалаторного зала. Была восстановлена мраморная облицовка стен, напольный шахматный рисунок станции, отреставрированы металлические решетки и элементы лепного декора. А утраченные деревянные двери воссоздали по архивным чертежам. На стене обходного коридора установили покрытую сусальным золотом памятную табличку об открытии станции «Новослободская» 30 января 1952 года.

«Любые работы на таких объектах, а в Москве 48 станций метро являются памятниками архитектуры, проводятся под контролем специалистов Мосгорнаследия», — заверили «Мосленту» представители этой организации.