Опубликовано 11 апреля 2022, 00:01
7 мин.

«Классику в Москву вернул Сталин». Неизвестная история готовящихся к реконструкции столичных домов

В этом году в Москве отреставрируют несколько десятков домов в стиле неоклассицизма. Среди них есть и дореволюционные здания, и дома, построенные в сталинские годы. В некоторых из них заменят стропила и кровлю, в других покрасят фасады, а в подъездах поставят новые двери. «Мослента» узнала у историка архитектуры, старшего научного сотрудника Музея Москвы Дениса Ромодина, чем примечательна столичная неоклассика и какие тайны скрывают гостиница «Советская» и дом Жолтовского на Моховой. Ниже — его монолог.
Кутузовский проспект в Москве
Кутузовский проспект в Москве
Фото: Людмила Пахомова / ТАСС

«Классика ассоциируется с имперской монументальностью»

Классика всегда в цене, она никогда не теряет популярности и остается вне времени. Для Екатерины II этот стиль стал имперским, когда он был привнесен в Россию. Тогда появился русский классицизм. На следующем этапе истории нашей страны этот стиль в большей степени стал купеческим, хотя в перевую очередь она всегда будет ассоциироваться именно с имперской монументальностью.

В начале XIX века немаловажный фактор, сыгравший свою роль в популяризации классического стиля, — большие археологические раскопки на территории Греции, Древнего Рима и в Крыму. В конце позапрошлого столетия они были организованы снова. Новые открытия стали одной из причин возрождение интереса к классицизму и к моде на него.

Возвращение к этому стилю произошло и в начале десятых годов XX века, когда отмечалось столетие Бородинского сражения, войны 1812 года.

«Сталин вернул традиции»

В советские годы возрождение неоклассики происходит благодаря усилиям архитекторов дореволюционной школы Жолтовского и Щусева, которые в 1930-х оказались на номенклатурно-политическом олимпе.

Ленинский проспект, 13, жилой дом Академии наук СССР 1939 года постройки, проект академика Щусева

Ленинский проспект, 13, жилой дом Академии наук СССР 1939 года постройки, проект академика Щусева

© Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Надо сказать, что приход к власти Сталина и его команды вернул классические традиции во всем, в том числе в общественной жизни, когда снова появились гимназии с раздельным мужским и женским образованием, а семья вновь стала основной ячейкой общества. Это затронуло даже моду, которая в 1930-е годы стала более классической, даже отчасти буржуазной. К классицизму обратились и архитекторы.

«Часть нереализованного ансамбля 1930-х»

Один из 20 жилых неоклассических домов, которые отремонтируют в 2022 году в рамках московской программы капитального ремонта, стоит в районе Дмитровского шоссе, на улице Костякова.

Значение исторических объектов этого района, начиная от Масловки и до парка «Дубки», до сих пор мало оценено. Формировался он в XIX веке и застраивался очень неоднородно. Это была рабочая, а ближе к парку — дачная окраина. Жилье здесь было дешевым, и сюда ходила конка, впоследствии замененная трамваем, поэтому к концу XIX века тут уже селились самые разные люди. В 1920-х годах здесь стали строить первые жилые массивы.

Дом 10 на улице Костякова появился в 1930-х, когда началось освоение классических мотивов в советской архитектуре. Она тогда резко перестроилась в связи с изменением идеологии и политики.

Соответственно генплану развития Москвы 1935 года северо-восточная магистраль должна была стать новой крупной городской трассой. Пройти она должна была рядом с большим каналом обводнения Москвы, который соединял бы Химкинское водохранилище с Яузой.

Здесь предполагался большой архитектурный ансамбль. И дом 10 на Костякова — часть этого нереализованного проекта с будущим Дмитровским шоссе и соединительным каналом.

Это центр притяжения района — в здании находится популярный кинотеатр «Искра Москино». Так что дом, на мой взгляд, очень интересный и нерядовой среди той типовой послевоенной застройки, которая после него стала здесь появляться.

Дом 10 на улице Костякова

Дом 10 на улице Костякова

© Фото: официальный сайт Мэра Москвы

«Работа с жилыми домами ведется бережно»

При ремонте важно сохранить внешние элементы дома. В Москве это еще не до конца проработано, о чем я часто пишу у себя в телеграмм-канале.

Сейчас образцовым можно считать Фонд капитального ремонта Калининградской области. С него Москве надо брать пример в работе с историческими памятниками — многоквартирными жилыми домами XX века.

В Калининграде работа со зданиями 1920-х, 1930-х годов постройки ведется бережно. Они очень детально относятся к восстановлению, например, исторических подъездных дверей. Разумеется, уже в новых материалах, в соответствии с современным функционалом и новыми требованиями. Но выглядят они гораздо интереснее, чем обычные типовые двери.

И я надеюсь, что после капитального ремонта дом 10 на Костякова сохранит все свои элементы.

Для ремонта неоклассических зданий дореволюционной постройки важны другие акценты — сохранение кирпичных фасадов. Например, это относится к дому 19/2 на Малой Грузинской, который в этом году тоже ждет капремонт. Этот дом 1904 года постройки был краснокирпичным.

Отрадно, что некоторые частные инвесторы вычищают красный кирпич, восстанавливают фактуру исторических построек. И в Калининградской области при капремонтах сейчас это делают в жилых многоквартирных домах. Хотелось бы, чтобы и на Малой Грузинской в доме 19/2 провели такие работы.

«Московская неоклассика не такая яркая, как ленинградская»

Дореволюционная московская неоклассика — очень яркая, а советская — тонет в сталинском стиле. Не все сталинские здания — неоклассические, тогда строилось много эклектики. Если посмотреть на активно застраивавшиеся до и после войны Тверскую улицу, Кутузовский проспект, отчасти Садовое кольцо и проспект Мира, мы найдем там очень мало неоклассики. И если взять сталинские высотки, то там мы увидим смешение стилей и даже мотивы древнерусской архитектуры.

Проспект Мира, 1967 год

Проспект Мира, 1967 год

© Фото: Юрий Артамонов / РИА Новости

Жилые здания, построенные в сталинские годы, были очень разными: есть малоэтажная застройка с очень маленькими квартирками. Такие дома появлялись в Москве на центральных улицах: деревянные перекрытия, маленькие комнатки, коммунальные квартирки. Есть и большие дома с очень сложной планировкой, где устраивались коммуналки.

Эта архитектура разделяется на предвоенную и послевоенную, это разные по типологии дома. После войны употреблялось уже индустриальное домостроение, использовались железобетонные каркас и перекрытия.

И довоенные дома уникальны, каждый по-своему. В конце 1990-х — начале 2000-х я работал в строительной отрасли, и реконструкция сталинки для нас каждый раз была сюрпризом. Потому что в довоенных зданиях чего там только по конструктиву не находилось. Планировка и решения для каждого дома были уникальными.

Советская московская неоклассика не такая яркая, не такая чистая, как ленинградская. В Ленинграде послевоенные здания цитируют русский классицизм. А в Москве часто можно встретить эклектику того же периода.

Но в городе есть неплохая современная постсоветская неоклассика. Это работы архитекторов Белова, Филиппова, старшего и младшего Бархиных. И это достойные здания, потому что архитекторы прекрасно владеют историей архитектуры того периода и интересно интерпретируют ее в современных постройках.

«Хозяин был меценатом, загадочно погиб при странных обстоятельствах»

Из выдающихся и памятных неоклассических зданий Москвы, конечно же, нужно вспомнить Музей изобразительных искусств имени Пушкина, возведенный еще до революции, в 1912 году. Это, пожалуй, самая прекрасная и узнаваемая неоклассическая работа в Москве.

Другой пример — дом Жолтовского на Моховой улице 1934 года постройки. Нигде нет ни его планировки, ни сведений о том, как выглядели квартиры. В этом здании поселилось американское посольство, затем там размещался «Интурист», а сейчас — АФК «Система».

Дом Жолтовского на Моховой улице

Дом Жолтовского на Моховой улице

© Фото: Сафрон Голиков / Коммерсантъ

Дом Жолтовского на Моховой — весьма загадочное здание. Оно популярное, яркое и всегда цитировалось во всех советских и постсоветских книжках по архитектуре. Но при этом мы мало знаем, для кого оно предназначалось, кто там жил, как выглядели квартиры. Формы проекта необычные, слишком уж буржуазные и огромные для того периода.

Еще одна прекрасная работа Жолтовского — это особняк Тарасова на Спиридоновке 1912 года постройки. Хозяин был меценатом, загадочно погиб при странных обстоятельствах, практически в любовном треугольнике.

История этого здания тоже плохо известна — мы мало знаем о его появлении, о том, как дом жил при Тарасове. А вот дальнейшая история дома понятна: там размещались посольства, а сейчас — институт Академии наук. Но, опять же, этот дом таит в себе огромное количество загадок.

«Дореволюционное помещение, накрытое советской гостиницей»

Прекрасный советский неоклассицизм — это здание гостиницы «Советская», спроектированное архитекторами Ловейко и Лебедевым. Кроме прочего, она известна еще и тем, что с 1969 года в ней находится театр «Ромэн».

Московский отель «Советский» на Ленинградском проспекте

Московский отель «Советский» на Ленинградском проспекте

© Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

В конце 1930-х находившееся на этом месте здание ресторана «Яр» 1910 года постройки передали Управлению воздушного флота и перестроили по проекту архитектора Механикова. В одном из ресторанных залов разместился офицерский клуб, в другом — гостиная. В годы войны здание заняла 18-я дивизия народного ополчения Ленинградского района Москвы.

А после войны предназначение здания изменилось. Ловейко и Лебедев частично сохранили старые помещения, а со стороны улицы Расковой пристроили крыло под гостиницу «Советская». Ее номера принадлежали Верховному Совету СССР и Совету министров. Здесь останавливался Василий Сталин, и сегодня в честь него названы апартаменты номер 301, в которых он когда-то останавливался.

Это тоже дом-загадка, который хранит свои истории. Он вобрал в себя дореволюционное здание ресторана «Яр», которое и с улицы-то не очень хорошо видно. А когда попадаешь внутрь, оказываешься в дореволюционном помещении, накрытом советской гостиницей.