Опубликовано 27 июня 2022, 07:45
7 мин.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

Мы ни при чём: эти модели есть в каждом рейтинге самых уродливых машин
Понятие красоты, конечно, относительное и субъективное. Однако рейтинги самых некрасивых автомобилей были, есть и будут — и некоторые модели там встречаются чаще, если не сказать почти всегда. Мы беспристрастно исследовали несколько десятков самых популярных подобных хит-парадов и можем констатировать, что эти машины считаются некрасивыми чаще, чем другие. Готовы узнать, кто вошел в тройку лидеров и почему так сложилась их судьба?
Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

Fiat Multipla, 2000–2005

Multipla стала своего рода перерождением не менее экстравагантного заднемоторного микровэна Fiat 600 Multipla пятидесятых годов, который навсегда запомнился расположением запасного колеса в ногах переднего пассажира — до такого не додумались даже конструкторы Нивы!

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

В девяностых годах Fiat как раз переживал небывалый подъем: годовые продажи подскочили почти в два раза по сравнению с уровнем восьмидесятых, новые модели концерна (Punto, Brava/Bravo, новинки Alfa Romeo) раз за разом становились автомобилями года.

Оригинальный Fiat 600 Multipla

Оригинальный Fiat 600 Multipla

В общем, идеальные условия, чтобы поверить в себя и подумать, что рынок простит тебе что угодно, ведь всё с надписью Fiat превращается в золото. Renault Megane Scenic тогда как раз открыл класс компактных минивэнов и быстро стал бестселлером, так что новый Fiat должен был побороться за эту лакомую нишу и всего лишь быть еще лучше.

Renault Megane Scenic

Renault Megane Scenic

Кузов было решено сделать компактнее: всего четыре метра! Салон вместительнее: не на пять, а шесть человек. Цена, конечно, ниже. Говорят, чтобы выполнить задание, дизайнеры тогда просто поставили шесть стульев и нарисовали вокруг автомобиль. 

Передний ряд кресел стал трехместным — из-за этого, скажем, ручник в Fiat Multipla находится слева у двери, а огромная подушка безопасности переднего пассажира рассчитана на двух человек.

Длина «Мультиплы» — 3994 мм, она на 15 сантиметров короче современного ей Volkswagen Golf IV

Длина «Мультиплы» — 3994 мм, она на 15 сантиметров короче современного ей Volkswagen Golf IV

Пол сделали ровным, крышу очень высокой, а ширину под стать большим представительским седанам — так инженеры пытались компенсировать очень короткую длину салона. 

В общем, получился очень необычный двухуровневый кузов, где снизу Multipla выглядела как обычный семейный хэтчбек, а сверху как однообъемный минивэн с огромной площадью остекления и еще одной парой фар.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

Образ новой модели получился настолько необычным и авангардным, что новинка Fiat даже была выставлена как шедевр индустриального дизайна в Нью-Йоркском Museum of Modern Art. 

Автожурналисты тоже приняли Multipla тепло: минивенчик зарекомендовал себя как отличная семейная машина, был приятен в управлении, но первый тревожный звоночек уже прозвучал.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

Продажи новинки не задались: за пределами Италии Fiat Multipla покупали неохотно — в целом в Европе удавалось продавать только несколько десятков тысяч минивэнов в год.

Одна из шуток о дизайне «Мультиплы»

Одна из шуток о дизайне «Мультиплы»

Рестайлингом Fiat попытались обратить на Multipla внимание более консервативной публики, но из необычного автомобиль теперь превратился в пресный. Дизайн же первой версии по прошествии времени порастерял эпатажный дух и теперь казался просто некрасивым экспериментом.

В виде китайского Zotye рестайлинговая Fiat Multipla превратилась в электромобиль службы такси и даже иногда горела!

В виде китайского Zotye рестайлинговая Fiat Multipla превратилась в электромобиль службы такси и даже иногда горела!

Так года за годом Fiat прописался в рейтингах самых уродливых автомобилей в истории, а потом и стал их частенько возглавлять. «Мультиплу» накрыла новая вторая волна очень сомнительной популярности, тогда как ее более скучная рестайлинговая версия продолжала выпускаться в том или ином виде аж до 2013 года — последней версией минивэна был китайский лицензионный электромобиль Zotye M300.

Pontiac Aztek, 2000–2005

Из-за долгого цикла производства Fiat Multipla хотя бы отбила вложенные в нее затраты, но уже в 2000 году появилась модель, которой было суждено существенно превзойти «достижения» европейского минивэна. Начиналось всё как всегда за здравие.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

В 1999 году General Motors представил симпатичный концепт-кар Pontiac Aztek для поколения X, рожденных с 1963 по 1980 годы двадцати-тридцатилетних американцев. И он был весьма неплох.

Шоу-кар Aztek демонстрировал концепцию идеального автомобиля для активного отдыха, и его серийная версия действительно унаследовала множество уникальных и удобных фишек машины для выездов на природу.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

К защищенному пластиковым поясом кузову серийного Aztek сзади могла прикрепляться палатка, превращавшая кроссовер в недорогой и очень мобильный дом на колесах. Одна из половин двери багажника опускалась вниз, образуя лавочку с встроенными в неё подстаканниками. 

Сюда же выходили отдельные колонки, чтобы сидеть на природе, пить вкусный напиток и слушать любимую музыку. А между передними креслами не просто встроили холодильник — его можно было вынуть и взять с собой на пикник!

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

Прекрасные задумки, вот только сами концепт-кары по пути к конвейеру нередко теряют долю своей привлекательности — слишком многие детали приходится менять, чтобы они удовлетворяли ожиданиям фокус-группы, требованиям сертификации, стандартам безопасности, были надежны и дешевы в производстве. 

Ко всему прочему в тот момент в General Motors менеджеры и финансисты имели гораздо больше власти, чем отдел дизайна. Корпорация уже с десяток лет выпускала пресные клоны одних и тех же машин под пятью разными брендами, и все яркие идеи концепта были упрощены до неузнаваемости.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

Пройдя через мясорубку отделов, согласований, срезание издержек, когда-то необычный кроссовер растерял всю оригинальность, а приобрел бесформенный кузов и несуразные фары, бампера и маленькие колеса, как у тележки из супермаркета.

Таким же магическим образом, как при совпадении множество удачных фактов рождается великая песня или фильм, Aztek впитал в себя одновременно все самые худшие черты, чтобы получился самый уродливый автомобиль США.

Интерьер «Ацтека» отличался грубостью форм и дешевым пластиком

Интерьер «Ацтека» отличался грубостью форм и дешевым пластиком

Хуже того: Pontiac стоил дороже конкурентов — в GM ожидали, что за оригинальность и уникальные качества Aztek клиенты будут готовы заплатить больше, чем за классический кроссовер.

Оставалась надежда, что Pontiac хотя бы будет продавать больше 30 000 автомобилей в год — довольно скромные объемы по меркам рынка США, чтобы отбить затраты на разработку. Но в первый неполный год удалось реализовать… 11 000 машин, а потом не более 27 000 каждый год!

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

Ирония судьбы была и в том, что Aztek оказался не такой уж плохой машиной. Вкупе с множеством улучшений для активного отдыха, исследования показывали крайне высокий уровень удовлетворенности покупателей все-таки решившихся его купить. 

Но журналисты уничтожали Pontiac новыми эпитетами, а корпорации GM каждый выпущенный кроссовер приносил убыток. Ситуацию попробовали выправить снижением цены и рестайлингом, который оставил в прошлом нелепый двухцветный пластиковый обвес, но Aztek уже стал нарицательным чучелом американского автопрома — символом катастрофического провала на рынке.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

В 2005 году Pontiac раньше срока снял модель с производства, а герой «Во все тяжкие» Уолтер Уайт увековечил модель в кинематографе. Специалисты по реквизиту идеально подобрали автомобиль, который должен был подчеркивать серость главного героя. 

Так что в единственном объявлении о продаже Aztek в России за 500 000 рублей значатся такие слова: «Легендарный автомобиль культового сериала хорошая скидка у капота». Вот такая вот легенда, а в 2009 году марка Pontiac прекратила существование.

Nissan Juke, с 2010 года

Да, так любимый когда-то в России Nissan Juke тоже уверенно поселился в рейтингах самых некрасивых автомобилей.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

Больше того, там регулярно фигурируют еще две модели Nissan: асимметричный Cube и грузопассажирский S-Cargo.

Nissan Cube и S-Cargo

Nissan Cube и S-Cargo

При этом сам Juke вовсе не является синонимом коммерческого провала. Модель родилась в отделении Nissan в Великобритании, где долгое время искали замену Nissan Almera, которая сделала британский завод убыточным. 

В какой-то момент менеджеров отделения Nissan собрали в одной комнате, чтобы как-то изменить ситуацию. Чтобы сделать Almera прибыльной, её надо было продавать в больших количествах, далеко за пределами энтузиазма покупателей.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

И вот, когда половина маркетологов уже была без сознания от отсутствия кофе и интернета, кому-то в голову пришла гениальная мысль. Сделать модель прибыльной могло не только увеличение объемов продаж, но и возросшая на несколько тысяч фунтов цена. 

А чтобы её покупали, автомобиль надо было всего лишь приподнять немного над землей… И это при практически не изменившейся себестоимости производства.

Имя героя неизвестно — как говорится, у успеха много отцов, но в следующие годы именно британский Nissan создал два больших бестселлера: Qashqai и Juke.

Концепт-кар Nissan Qazana

Концепт-кар Nissan Qazana

И да, дизайн Juke нарисован именно в лондонской студии Nissan. Мало кто помнит, но изначально он выглядел ещё эпатажнее в виде концепта Nissan Qazana.

И этот автомобиль, в отличие от Multipla и Aztek, отрывали с руками: в одной только Японии на Juke пришло в шесть раз больше предзаказов, чем ожидалось, а в Европе покупали по сотне тысяч таких кроссоверов в год.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

Интересно, что если на наших просторах Nissan Juke пользовался особенной любовью у женского пола, то, например, в Японии его, к удивлению маркетологов, чаще покупали… пенсионеры. 

Впрочем, пока одни любили Juke за оригинальность, другие не могли понять, как автомобиль с таким дизайном вообще мог попасть на конвейер. И очень скоро маленький Nissan стал завсегдатаем рейтингов самых некрасивых машин, где уже прописались Multipla и Aztek.

Три грустные истории самых некрасивых автомобилей

При этом, в отличие от моделей Fiat и Pontiac, Nissan Juke продолжает успешно продаваться в уже следующем поколении. Напишите в комментариях, что вы думаете о смене его стиля и справедливо ли попадание Juke в такие антирейтинги.  Сравним свои впечатления.