Опубликовано 01 октября 2022, 00:01
5 мин.

«Люди обожают что-то доказывать. Это — болезнь». Известный режиссер о конфликтах поколений и одиночестве в городе

Ритм большого города заставляет принимать решения на бегу, иногда не задумываясь к каким последствиям они могут привести. Особенно остро это ощущают родители и дети, сталкиваясь друг с другом в извечном конфликте поколений. Об этом новый спектакль режиссера Никиты Кобелева «Этот ребенок» по пьесе Жоэля Помра, премьера которого прошла в московском Театре Сатиры. Какие ошибки совершают взрослые? Что такое нравственная глухота? Откуда берется человеческое равнодушие? И почему в большом городе так часто мы чувствуем себя одинокими? Об этом Никита рассказал в интервью «Мосленте». Ниже — его монолог.
«Люди обожают что-то доказывать. Это — болезнь». Известный режиссер о конфликтах поколений и одиночестве в городе
Фото: Alexander Zemlianichenko / AP Photo

О нравственной глухоте

В нашем спектакле, созданном по документальным историям, которые Жоэль Помр использовал в своей пьесе, затрагивается такая тема, как нравственная глухота. На мой взгляд это проблема не только отцов и детей, она касается всего человечества. В моей жизни не было инцидентов, после которых я осознал эту истину. Это просто чувствуется в каждой частице воздуха, этим пропитано наше общество.

Я считаю, что размер города напрямую влияет на уровень нравственной глухоты в людях. Безусловно эта проблема встречается повсеместно, но отношение людей к друг другу в регионах и огромных мегаполисах сильно разнится. Люди в Москве стали черствыми, суровыми, холодными. Здесь каждый сам за себя, никому не интересны чужие проблемы.

«Люди обожают что-то доказывать. Это — болезнь». Известный режиссер о конфликтах поколений и одиночестве в городе

© Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Например, пьесу, по которой ставился спектакль, Жоэль Помра писал на основе интервью, собранных во французской провинции. Насколько же созвучна эта французская провинция оказалась современной Москве в плане общечеловеческих взаимоотношений!

Люди из года в год, из века в век сталкиваются с одними и теми же проблемами, попадают в одни и те же ситуации, испытывают одни и те же сложности. Как бы ни развивался мир, дети всегда остаются детьми, а родители всегда остаются родителями. Этим все сказано.

О разводах и неполных семьях

Количество разводов растет с каждым днем. Тысячи детей остаются травмированными на всю жизнь из-за того, что их родители не сумели договориться. Будучи преподавателем в ГИТИСе, я заметил, что на курсе больше, чем у половины ребят семья неполная. Эта тема тоже звучит в спектакле. Если говорить о том, что делать и как решить эту проблему… Рецепта нет.

«Люди обожают что-то доказывать. Это — болезнь». Известный режиссер о конфликтах поколений и одиночестве в городе

© Фото: Кирилл Каллиников / РИА Новости

Театр – это зеркало. Мы можем только указать людям на то, как глупо они себя порой ведут. А уж повлияет ли это на жизнь конкретного человека – большой вопрос.

К слову, почти все актеры, которые были задействованы в спектакле, сообщили мне о том, что пересмотрели свое отношение к близким. Так что и для нашего зрителя это должно быть под силу.

О человеческих слабостях

Мне очень интересно разобраться в том, откуда берется в людях черствость и равнодушие друг к другу. Они зациклены на себе.

Мы боимся показаться слабыми, если выпустим на волю чувства, начнем отстаивать свою точку зрения и проявим сочувствие.

Большинству не хочется идти на компромиссы даже с самыми близкими, что уж говорить о начальстве и просто малознакомых людях.

«Люди обожают что-то доказывать. Это — болезнь». Известный режиссер о конфликтах поколений и одиночестве в городе

© Фото: Natacha Pisarenko / AP Photo

В семейных отношениях похожая история. Родитель боится показаться слабым, поэтому не идет на уступки своему ребенку. Старшее поколение находится в стрессе из-за того, что младшее пытается им манипулировать. Дети панически боятся говорить родителям правду из-за возможного наказания или осуждения. Позже этот страх выливается в более серьезные разрушительные поступки. Нам всем не хватает искренних глубоких разговоров.

Возможность сказать друг другу о том, что тебе что-то не нравится – это редкость. Для этого нужна большая сила. Не каждый сможет выслушать, принять, попробовать что-то изменить в себе. В этом и заключается основная сложность в человеческом общении, у нас все построено на агрессии. Мы не умеем признавать свои ошибки. Я советую всем начать доверять: своему ребенку, его выбору, своим чувствам, миру.

Об одиночестве и позиции жертвы

Проблема одиночества очень актуальна для современных москвичей. Я с ней сталкивался лично много лет назад, но прошел этот этап довольно успешно. Это может быть шоком для людей, которые приезжают в столицу из других городов.

«Люди обожают что-то доказывать. Это — болезнь». Известный режиссер о конфликтах поколений и одиночестве в городе

© Фото: Alexander Zemlianichenko / AP Photo

Первые годы в большом городе ты чувствуешь себя очень потерянно и уязвимо. Чувство одиночества и ненужности бьет по тебе с тысячекратной силой. Много людей, много заведений, много спешки… Ты здесь чужой. Но, как говорится, привыкнуть можно ко всему.

Спустя некоторое время ты вливаешься, находишь подходящее окружение, и Москва уже не кажется тебе такой враждебной. Могу сказать, что все зависит от нас, нашего настроя и уверенности. Если в тебе есть желание поныть и встать в позицию жертвы, то не жди, что у тебя здесь что-то получится.

О разнице поколений и непрошенных советах

Люди обожают друг другу что-то доказывать. Это такая болезнь. Мы почему-то не можем смириться с тем, что у нас в голове разные установки, разное мнение на одинаковые вопросы, разные чувства у нас вызывает одна и та же ситуация. Для нас это неприемлемо.

«Люди обожают что-то доказывать. Это — болезнь». Известный режиссер о конфликтах поколений и одиночестве в городе

© Фото: Dmitri Lovetsky / AP Photo

Посмотрите на эту же проблему в разрезе поколений. Дети и их родители живут в двух разных парадигмах. Мир кардинально меняется каждые 50 лет, если не чаще.

Люди, выросшие в Советском союзе, существовали в отличных от наших условиях, их отношения с родителями были совершенно другими. Раньше было абсолютно нормально поступать в институт, который за тебя выбрали родители, создавать семью с человеком, которого одобрили родители, ездить на машине, которую присмотрели родители.

Времена изменились, нынешней молодежи не нравится, когда ей пытаются руководить и раздавать непрошенные советы. На этой почве возникает много конфликтов, которые не все готовы решать экологично. «Я знаю лучше, чем ты» — это излюбленная фраза условных «взрослых», которую давно пора забыть.

О нелюбви и нехватке доверия

Наше общество очень сильно поляризовано. Чтобы улучшить ситуацию необходимо начать замечать людей вокруг себя: замечать их мнения, интересы, прислушиваться к ним. Это такие банальные, но сложно выполнимые вещи. Чего нам не хватает? Определенно, доверия. Человек может довериться другому только тогда, когда на него не давят. Мы должны оставлять людям право быть такими, какими они хотят быть. Вот и весь секрет.

«Люди обожают что-то доказывать. Это — болезнь». Известный режиссер о конфликтах поколений и одиночестве в городе

© Фото: Mikhail Metzel / AP Photo

Посмотрев наш спектакль, вы не найдете в нем рецепта по улучшению жизни. В нем нет месседжа: «Делайте так, а не иначе!» Театр ведь работает немного на другой территории, на эмоциональной. Я не хотел указать людям на их ошибки или осудить их поведение. Мне было важно передать ощущения, показать всю палитру человеческих взаимоотношений. Зритель может проследить некую цепь нелюбви, которая тянется от старших к младшим и влияет на их дальнейшие поступки. Каждый человек в состоянии оборвать эту цепь, нужно только захотеть.