Опубликовано 06 октября 2022, 07:37
6 мин.

Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

Как в СССР пытались запустить в производство иномарку, но получился гибрид Оки и Москвича
В начале 1990-х, после многих лет дефицита и однообразия советских машин, многие мечтатели хотели создать новый отечественный автомобиль. Правда успешных примеров так и не появилось. И все-таки один такой проект был очень близок к реализации: компания Автокам придумала вместо постройки огромного автозавода наладить отверточную сборку западного внедорожника из отечественных комплектующих. И всё это за считанные месяцы до краха СССР!
Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

Именно до, а не после. В постсоветской России появились такие проекты, как гиперкар Экстремист на базе оборонных технологий или компания AVVA Березовского, обещавшая создать «народный автомобиль». Но несостоявшийся проект, о котором мы расскажем сегодня, планировали ещё в условиях советской системы экономики, промышленности и хозяйствования. А значит он в чем-то круче тех идей, которые появились (и так и не выстрелили) в атмосфере турбулентной предпринимательской свободы девяностых.

Новенькие Жигули на стенде крупнейшего автоцентра в СССР. Впрочем, купить их здесь без многолетней очереди всё равно было нельзя

Новенькие Жигули на стенде крупнейшего автоцентра в СССР. Впрочем, купить их здесь без многолетней очереди всё равно было нельзя

Всю серьезность намерений ассоциации Автокам демонстрирует список входивших в нее заводов и организаций, которые объединились, чтобы инвестировать ресурсы в дефицитное автомобилестроение. Городские администрации выделяли землю, заводы выделяли цеха, а нефтяники — валюту для закупки комплектующих.

Партнеров среди огромных автокорпораций сразу искать не стали — для производства какого-нибудь Фольксвагена понадобилась бы постройка гигантского завода. В первую очередь Автокам присматривался к небольшим фирмам, выпускавшим собственную модель на базе готовых комплектующих. 

Партнера в лице FSV International Ltd нашли в Великобритании. Для своего внедорожника Rickman Ranger образца 1987 года англичане из FSV по сути выпускали только собственный стеклопластиковый кузов на сварной оцинкованной раме, а агрегаты и прочие детали просто заимствовали на стороне, в частности от моделей Ford и Peugeot.

Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

При этом Rickman Ranger можно было купить и в виде кита — этакого конструктора для взрослых, набора деталей, который рукастый автолюбитель сможет сам в гараже превратить в готовый автомобиль. В России такую схему удалось реализовать только со спорткарами Shortcut, а в Великобритании это очень распространенная практика.

Так внедорожник обходился заметно дешевле: из стоимости вычиталась не только сборка, но и некоторые налоги. Благо легкий полимерный кузов Rickman Ranger могли поднять четыре человека. В общем, наладить такое производство на небольшом предприятии было проще простого, тем более Автокам для этого собирался привлечь бывших работников КАМАЗа.

Масса рамы компенсировалась легким стеклопластиком кузова. У Рейнджера был низкий центр тяжести и маленькие свесы

Масса рамы компенсировалась легким стеклопластиком кузова. У Рейнджера был низкий центр тяжести и маленькие свесы

К следующему 1992 году даже планировалось начать выпуск части комплектующих прямо в СССР. Например, кузов с рамой должны были освоить в рамках конверсии оборонные заводы-участники ассоциации Автокам. 

Пластиковый кузов Рейнджера, по сути, состоял из двух частей: «капсулы» салона и отдельного передка с крыльями и капотом. Сами панели при этом были выполнены из многослойного стекловолокна, усиленного… металлической арматурой.

В перспективе Рейнджер мог стать даже кемпером — Rickman Ranger такую версию имел

В перспективе Рейнджер мог стать даже кемпером — Rickman Ranger такую версию имел

© Buch-t/wikimedia.org

Особенно многообещающе для советских автолюбителей выглядело то, что такой кузов не будет ржаветь или облезать — стеклопластику изначально при производстве придавали нужный цвет. При этом при умеренных ударах на нем вообще не оставалось следов и царапин, а в процессе старения Рейнджер предполагалось полировать и подкрашивать. 

Собирать на начальном этапе решили самые простые заднеприводные версии с трехдверным кузовом и 1,8-литровым карбюраторным двигателем. При этом оригинальный британский Rickman Ranger имел целую россыпь модификаций, от заднеприводного кабриолета до полноприводного пикапа, а под его капот можно было поставить один из четырех моторов мощностью от 65 до 138 лошадей.

Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

Сам по себе внедорожник не отличался изысканностью: грубые формы, простые круглые фары, внешние петли, даже лобовое стекло подходило и для установки в дверь багажника. Но после УАЗ-469 «Рейнджер» привлекал к себе внимание какой-никакой новизной, кенгурятником и фирменными наклейками. 

Салон автомобиля был невелик, но радовал высоким потолком. Сносный комфорт был обеспечен спереди: здесь у дверей даже были дверные карты, а вот во время пребывания на заднем диванчике, тонком и плоском, локти пассажиров упирались в голые боковины кузова.

Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

В руках водителя был спортивный руль, над головой модный полупрозрачный люк — такую красоту ставили только на экспортные версии отечественных машин. Передняя панель из пластика выглядела примитивно и несовременно, но после аскетичных УАЗов и ЛуАЗов особенных вопросов не вызывала. Особенно же всем нравились комфортные передние кресла. 

Багажник, правда, оказался просто крохотным: Ranger был на пару сантиметров короче и уже трехдверной Нивы, и глубина грузового отсека здесь была сравнима с размером обычной канистры.

Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

Зато машина не была валкой, подвеска мужественно держала удары ям, а выбранного Автокамом 90-сильного фордовского моторчика хватало, чтобы как минимум не уступать в потоке свежим Ладам и Москвичам — автомобиль получился довольно легким.

Уже не говоря о преимуществе Рейнджера на бездорожье! Его клиренс, отличная геометрическая проходимость и подходящая резина позволяли заехать дальше любой легковушки, но монопривод и отсутствие блокировки заднего дифференциала, конечно, не оставляли шансов в сравнении с полноприводной техникой.

Справа видно версию с удлиненной базой и расположение задних фонарей — даже в случае легкой аварии они страдали в первую очередь

Справа видно версию с удлиненной базой и расположение задних фонарей — даже в случае легкой аварии они страдали в первую очередь

Из других приятных для отечественного автолюбителя особенностей были запирающаяся на замок заправочная горловина (на советских автомобилях тогда слить топливо не представляло проблем) и даже секретки на каждом колесе. В тот момент водители после поездки забирали с собой домой даже дворники — повсеместный дефицит приводил к росту краж самых элементарных вещей. 

Обслуживать автомобиль планировалось силами специальной сети Автокамсервис, которая должна была доставить нужную запчасть в любую точку страны за три дня! По советским меркам сроки невиданные. К тому же для ремонта Рейнджера можно было просто снять кузов — и все агрегаты становились как на ладони. Мечта автомобилиста?

Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

Для сборки машинокомплектов Автокам даже не стал оборудовать конвейер: с автомобилями работали на обычных подъемниках при самой минимальной автоматизации производства. Но даже первый десяток английских китов пришлось собирать, что называется, на глазок — производитель не прислал инструкции.  

Хуже того, сами машины на практике оказались безобразного качества: стекла и крепежи не подходили к кузову, уплотнители не держались, не сходились отверстия, куда вставляются болты. В конструкции не хватало некоторых датчиков, кожухов и даже фиксатора открытого капота. Стандартная печка и аккумулятор были слишком слабыми для советских климатических условий.

Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

Так или иначе, первая машина опытной партии появилась на свет в мае 1991 года — ее подарили Татнефти, которая обеспечила Автокам валютой для закупки машинокомплектов. Дальнейший план производства оценивался в 20 тысяч автомобилей в первый год и в 150 тысяч уже через несколько лет. Для сравнения, в 2021 году УАЗ выпустил чуть больше 40 тысяч автомобилей.

Больше того, 70% собранных Рейнджеров планировалось по соглашению c FSV отправлять обратно за границу в качестве платы за новые машинокомплекты — отечественная сборка обходилась дешевле, и англичане в теории могли теперь продавать свои внедорожники по более привлекательной цене.

Баррикада на Горбатом мосту около Дома правительства РСФСР, 22 августа 1991 года

Баррикада на Горбатом мосту около Дома правительства РСФСР, 22 августа 1991 года

© Иван Второв/Wikimedia.org

Звучит амбициозно, но уже в августе 1991 года случился путч, и к концу года СССР перестал существовать! В первую очередь возникли проблемы с валютой во взаиморасчетах между Автокамом и FSV International Limited — на предприятии теперь могли худо-бедно собирать считанные единицы Рейнджеров. 

Следом начались конфликты между партнерами Автокама, переносы производства и попытки заменить импортные детали отечественными: под капот внедорожника в конце концов поставили москвичевский мотор и агрегаты от Иж-2126 Орбита, а в салон —переднюю панель от Оки…

Рейнджер с интерьером от Оки

Рейнджер с интерьером от Оки

Удалось даже освоить кустарное производство пластиковых кузовов, но теперь и без того не самый прогрессивный Рейнджер смотрелся унылой заднеприводной солянкой из Москвича, Ижа и Оки. На мир получившийся Франкенштейн тоскливо смотрел фарами от Жигулей.

При этом рынок новой России уже наводняли подержанные иномарки, на которые еще не ввели огромные ввозные пошлины, дефицита больше не было, а ассоциацию Автокам продолжало лихорадить от внутренних неурядиц и споров. За все время удалось выпустить около сотни Рейнджеров, последний из которых собрали в 1999 году.

Советский Рейнджер — забытый конкурент Нивы и УАЗа

Хотя и сейчас на свалках, разборках и площадках по продаже подержанных машин еще можно встретить отдельные экземпляры Рейнджера, которые хорошо заметны благодаря ярким, нетронутым ржавчиной кузовам. Он у внедорожника действительно оказался вечным — его не хотят принимать даже пункты сбора металлолома.