secretmag.ru
Опубликовано 21 марта 2023, 23:00
8 мин.

Крестовый поход налоговой. Почему ФНС взялась за блогеров и что будет дальше

Ещё один отечественный блогер попался в цепкие руки налоговиков. 21 марта стало известно, что инфлюенсер с многомиллионной аудиторией Александра Митрошина задолжала российской казне свыше 120 млн рублей — и стала фигуранткой дела об уклонении от уплаты налогов. А ведь не забылась ещё история блогерской семьи Чекалиных, которых и вовсе заподозрили в отмывании денег. Судя по всему, на горизонте маячит массовая проверка бухгалтерии российских блогеров. Почему — и что будет дальше?

Что произошло

Александра Митрошина

Что известно об уголовном деле

21 марта Следственный комитет России сообщил о возбуждении уголовного дела против Александры Митрошиной. Её обвинили в уклонении от уплаты налогов в особо крупном размере (по ч. 2 ст. 198 УК РФ).

По данным следователей, Митрошина, которая в статусе индивидуального предпринимателя применяла (так называемую упрощёнку), с октября 2020 года по май 2022-го получила доход от продажи образовательных курсов куда больше, чем предусматривает лимит этого налогового режима. Но девушка не захотела переходить на общую систему налогообложения и платить казне больше прежнего.

Чтобы решить проблему, Митрошина, уверены следователи, дробила доходы, используя для этого аффилированные и подконтрольные ИП, то есть других людей. С помощью этой схемы она якобы не превышала лимит и могла остаться на упрощёнке. В целом она недоплатила в российскую казну свыше 120 млн рублей.

Юлия Батталова
руководитель практики сопровождения сделок FTL Advisers

По мнению налоговиков, при распределении однородного бизнеса (например, продажа фитнес-марафонов и иных информационных продуктов) между «дружественными» и/или «родственными» структурами налицо применение схемы «дробления» бизнеса с целью уклонения от уплаты налогов и, как следствие, недополучение государством налогов.


Следователи уже обыскали места регистрации самой Митрошиной и других людей, которые могут быть причастны к схеме. Помимо этого, сотрудники СК проверяют, нет ли за душой Александры и её знакомых других экономических преступлений.

Сама Александра сообщение об уголовном деле пока не прокомментировала. В своём блоге она продолжает анонсировать свой очередное мероприятие, на котором будет учить успешному успеху.

Как Митрошина уже сталкивалась с налоговой

Этот случай не первые претензии налоговой к Александре Митрошиной. В прошлом, 2022 году ФНС вменила ей свыше 200 млн рублей долга — об этом девушка сама рассказывала в социальных сетях.

Она утверждала, что планирует всё выплатить казне, так как всегда «работала в белую» и не пыталась обмануть государство. Свои проблемы с налоговой Митрошина объясняла халатным отношением к документации. А ещё инфлюенсер решила не привлекать к себе лишнего внимания. Погасила ли она долг, неизвестно. По крайней мере, в базе исполнительных производств ФССП Митрошина не значится.

А в середине 2022 года она рассказывала о выездной налоговой проверке, которую ей устроили. Тогда налоговики в том числе запросили документы у контрагентов Митрошиной. Сама девушка задавалась вопросом, почему проверка именно такая, ведь ИП редко с ней сталкиваются.

Сейчас Александра живёт в Дубае и привлекает не меньше внимания, чем прежде. То, что девушка находится не в России, подтверждают и в правоохранительных органах. Судя по социальным сетям, в ОАЭ она организует многочисленные тренинги и форумы по продвижению личных блогов в Instagram (принадлежит компании Meta, признанной в РФ экстремистской организацией).

Свои доходы Митрошина официально не раскрывала, однако порой хвалилась в своём блоге рекордными заработками, доходящими до миллионов в день. Демонстрировать роскошную жизнь тоже не стесняется — может, посты так заинтересовали налоговиков, а потом уже и следователей?

Валерия и Артём Чекалины

Всего две недели прошло с другой громкой «облавы на блогеров». Тогда правоохранительные органы взяли в оборот семью Чекалиных — Валерию (известную как Лерчек) и её мужа Артёма. Их заподозрили в уклонении от уплаты налогов на сумму 311 млн рублей (сумма солиднее, чем у Митрошиной).

Кстати, схема ухода от ФНС в случае Чекалиных, уверены следователи, была такой же, как и у Митрошиной, — дробление доходов на отдельные ИП и попытка втиснуться в лимит «упрощёнки». Тогда всё имущество пары (а это многочисленная недвижимость, люксовые автомобили и прочее) арестовали и занялись расследованием. Но этим дело не ограничилось.

Вскоре на Чекалиных завели ещё одно уголовное дело — теперь об отмывании денег. По версии следователей, блогеры в апреле 2021 года легализовали свыше 130 млн рублей, полученных незаконно. Для этого они купили на эти деньги валюту.

Блогерам уже избрали меру пресечения — запретили им пользоваться интернетом, оставив без доступа к аудитории. Помимо этого, во время следствия Лерчеку и её супругу нельзя общаться со свидетелями по делу за исключением близких родственников. А вот ходить можно куда угодно — но подписку о невыезде Чекалиным оформили.

Когда и почему налоговая взялась за блогеров

Налоговая взялась за блогеров не сейчас — о том, что ещё в 2022 году ФНС заинтересовалась доходами инфлюенсеров и агентств, с ними сотрудничающих, ранее писал Forbes. Тогда источники утверждали, что запросов от налоговиков стало заметно больше.

Коснулись они в том числе крупных агентств WildJam и Didenok Team, с которыми сотрудничают такие селебрити, как Клава Кока и Катя Адушкина. Причём проверки были именно выездные (как у Митрошиной), а не камеральные, которые для ИП довольно обычное явление.

Источник, близкий к ФНС, тогда говорил Forbes, что какой-то особой охоты за блогерами в налоговой не ведут — просто ищут налоговые нарушения у обеспеченных россиян, а инфлюенсеры как раз попадают в эту категорию.

С такой точкой зрения согласен партнёр и руководитель налоговой практики Key Consulting Group Вадим Егулемов. По его мнению, подобное мнение возникает из-за широкого общественного резонанса, который приобретает каждый такой случай. Он же приводит к мысли, что под ударом только наиболее раскрученные блогеры.

«Из-за большого количества подписчиков и скорости распространения новостей у популярных блогеров-миллионников в общественном сознании создаётся обманчивое впечатление, что от налоговых проверок страдают только они, на самом деле проверяются все блогеры без исключения», — пояснил научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ, доцент Института экономики, управления и права Государственного университета просвещения Александр Киселёв.

Однако налоговики становятся активнее в целом — и это новые реалии российского бизнеса. Кроме того, блогеры теперь зарабатывают куда больше прежнего, обороты на рынке лайков и репостов заметно выросли. Так что вполне логично, что миллионными заработками заинтересовались власти.

Вадим Егулемов
партнёр, руководитель налоговой практики Key Consulting Group

Говорить, что объявлена охота на блогеров, нет оснований. Активизация налоговых органов — это общая тенденция обеспечения законности в налоговой сфере и пополнения бюджета, в которую не могут не попасть публичные лица.


Помимо этого, стоит понимать, что чем больше финансовых сделок проводит блогер и чем публичнее он ведёт свою работу, тем проще налоговикам найти какие-то противоречия и несоответствия. Они, в свою очередь, уже становятся причиной более тщательной проверки его доходов и того, насколько добросовестно он рассчитывается с казной.

«Объяснить то, что ФНС не обделяет вниманием блогеров, нетрудно: эта деятельность сопряжена с существенными размерами денежных средств, исполнение соответствующих услуг зачастую трудно увидеть в материальном виде, например, рекламу в сторис или постах. Следовательно, есть основания для сомнений в том, исполняет ли блогер свою налоговую обязанность», — пояснил «Секрету» эксперт.

Вопросы вызывает и образ жизни блогеров с многомиллионной аудиторией, отметила руководитель практики сопровождения сделок FTL Advisers Юлия Батталова. Постоянно демонстрируемые автомобили, яхты, дорогие дома и квартиры, а ещё недешёвый отдых тоже вызывают вопросы у налоговой.

Что будет дальше

Эксперты уверены: радикальных изменений в законодательстве ждать не стоит. Но блогерам придётся готовиться к внезапным налоговым проверкам — и обелять бизнес.

Александр Гапеенков
ведущий эксперт сервиса «Кнопка»

Схема и так рабочая: банки сообщают о поступлениях в налоговую, налоговая проводит выборочные проверки. Если блогер попал на проверку и не может объяснить разницу между своей декларацией и расчётом налоговой, будет штраф. Если разница большая — может быть и уголовная ответственность.


В то же время деятельность самих блогеров не до конца урегулирована законодательством, считает профессор кафедры финансового и предпринимательского права Волгоградского института управления — филиала РАНХиГС Светлана Миронова. Именно поэтому эта сфера долгое время не была «предметом пристального внимания со стороны налоговых и других проверяющих органов».

«Поскольку блогерская деятельность особо не проверялась, блогеры позволяли себе использовать такие схемы уменьшения налоговой базы или не задумывались, насколько велики налоговые риски в их действиях», — уточнила она.

В целом же блогерское сообщество оказалось скомпрометировано — и поведением отдельных инфлюенсеров, и претензиями налоговиков, уверена Юлия Батталова из FTL Advisers. Так что в скором будущем можно ожидать череду громких дел в отношении крупных блогеров, которые платят по «упрощёнке» и тоже дробят доходы, распределяя их среди нескольких ИП и ООО, зарегистрированных на близких родственников и друзей.

«Полагаем, что инфлюенсерам с более скромными заработками пока нечего опасаться, но есть повод задуматься о структурировании своих бизнес-процессов, в том числе с точки зрения соблюдения налогового законодательства», — добавила она.

Александр Киселёв из Финансового университета придерживается схожей точки зрения.

Александр Киселёв
научный сотрудник Финансового университета при правительстве РФ, доцент Института экономики, управления и права Государственного университета просвещения

Большинству блогеров стоит ожидать проверок в ближайшем будущем. Многие блогеры являются законопослушными гражданами и исправно платят налоги, но у некоторых, как показывает практика, нет даже статуса самозанятого, при этом доходы за год могут быть намного выше миллиона рублей. Их действия могут содержать состав экономических преступлений, предусмотренных уголовным законодательством. Такие блогеры даже со скромной аудиторией могут находиться под прицелом контрольно-надзорных инстанций.


Блогеры уже начали «обелять» свой бизнес — но теперь это придётся делать быстрее. Раньше инфлюенсеры вообще не старались как-то юридически оформиться или проводили платежи через посторонних без каких-либо документов. Сейчас дела с этим обстоят куда лучше, многие регистрируют ИП или самозанятость, работают через агентов — осталось навести порядок в налогах.