secretmag.ru
Опубликовано 26 марта 2023, 17:47
4 мин.

Как менялись «Одноклассники» — и почему их не воспринимали всерьёз

От фабрики баянов до крупной соцсети

26 марта одна из древнейших российских соцсетей «Одноклассники» отмечает 17-летие. Запущенная в далёком 2006 году как любительский проект, она стала одним из крупнейших по посещаемости сайтов Рунета и рассадником мемов. Как развивались «ОК» и почему над ними мягко говоря подшучивали — в обзоре «Секрета фирмы».

Как менялись «Одноклассники» — и почему их не воспринимали всерьёз

© fromrussiawithlove/facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена)

C чего начались «Одноклассники»

История создания социальной сети «Одноклассники» — эталон «американской мечты», сбывшейся для программиста из Южно-Сахалинска Альберта Попкова. Когда мальчику исполнилось 9 лет, он вместе с семьёй перебрался в Москву. Там-то и начался его путь в IT.

Альберт не родился с золотой ложкой во рту, напротив, семья его жила очень небогато. «Чтобы прокормить семью, мама работала в двух местах. Сам я начал трудиться в 14 лет, устроившись на карандашную фабрику сушильщиком карандашной дощечки. Из общеобразовательной школы ушёл в десятом классе, за полгода до выпускных экзаменов, когда стало ясно, что до них меня не допустят», — делился в одном из интервью будущий «миллионер из трущоб».

Забрав документы из школы, он поступил в техникум (по другим данным, в вечернюю школу), а в 16 лет уже стал программистом. Молодой человек участвовал в разработке программного обеспечения для российских игровых компьютеров «Корвет», «Сура» и «Вектор». Около 7 лет проработал в НИИ счётного машиностроения. В 2000-х годах Альберт улетел в Лондон, где участвовал в создании двух масштабных справочных систем Великобритании и параллельно помогал разрабатывать крупную социальную сеть в Германии и Испании (название не разглашается). Где-то тогда у него появилась идея собственного проекта.

В 2002 году он зарегистрировал доменное имя odnoklassniki.ru и одноимённый товарный знак, но работал над собственным проектом в свободное от основных задач время. Инвесторов не привлекал, а вкладывал в детище личные сбережения.

Изначально сервис задумывался как поисковик для тех, кто хочет отыскать бывшего одноклассника или сокурсника, а также найти друга по интересам. 26 марта 2006 года социальная сеть запустилась, а к концу года аудитория резко увеличилась. (Соцсеть «ВКонтакте» запустилась в том же году, но позже.) Перспективы коммерческого роста вынудили Попкова прервать карьеру в Англии и вернуться в российскую столицу.

К июлю 2007 года «Одноклассники» увеличили свою аудиторию до 4 млн пользователей, и Попков продал долю инвестору Юрию Мильнеру. Изначально бизнесмен через свой DST Global приобрёл около 28,5%. Покупка обошлась ему в $17,1 млн.

В начале 2008 года у «Одноклассников» появились и другие акционеры. У Попкова сначала осталось 42% акций, а потом и вовсе 21%. Тогда же основатель проекта уступил пост президента компании Никите Шерману, бывшему руководителю сайта знакомств «Мамба», а в 2010 году вышел из числа совладельцев.

«Одноклассники» стали двигаться в сторону огромной корпорации и в 2010-м стали частью холдинга Mail.ru Group.

Какой мы помним соцсеть

Дизайн «Одноклассников» конца нулевых сильно отличается от современного. Вместо привычного оранжевого логотипа «ОК» в 2006 году у социальной сети была схематическая эмблема солнца с расположенными внутри человечками — оранжевого и салатового цветов. Верхняя плашка сайта была выполнена в бледно-зелёном цвете.

При регистрации пользователя просили выбрать страну и город проживания, а также указать номер учебного заведения — чтобы было проще найти школьных друзей.

С течением времени дизайн сайта претерпел изменения. К 2008 году разработчики вынесли окно регистрации на первое место — как это к тому моменту сделали и другие популярные соцсети. Тогда же в «Одноклассниках» появились группы, широкий ассортимент смайликов и целый ряд платных услуг. Бесплатно можно было зарегистрировать только ограниченную в функциональности учётную запись.

В 2009 году на сайте появилась лента новостей, которая отображала все события из жизни друзей. Пользователи получили возможность устанавливать статусы и ставить отметки друзей на фотографиях. Тогда-то социальная сеть и начала своё «преображение» в фабрику мемов, от которого сегодня краснеют зумеры. Дело в том, что эту социальную сеть населили «возрастные» пользователи, а их интересы и юмор отличались от молодёжных (классический вопрос отцов и детей).

С обновлением в ленту новостей посыпались бесконечные фотографии детей и внуков, сада-огорода, семейных застолий (такие снимки, которые лучше хранить в личном архиве и никому не показывать). А ещё трушные аватарки в рамочках в виде сердец. Отдельного внимания заслуживают и открытки с пожеланиями доброго утра (те самые, которыми родственники теперь спамят в мессенджерах), пошловатые юмористические мемы и прочие прелести.

В 2010 году «Одноклассники» переехали на новый домен www.ok.ru, а полноценная регистрация вновь стала бесплатной.

Социальная сеть росла как на дрожжах. В 2011 году число зарегистрированных пользователей перевалило за 70 млн. В «Одноклассниках» появилась возможность создавать видеочаты, а также открылся новый раздел «Музыка», куда пользователи могли загружать свои файлы.

Тогда уже от былых «Одноклассников» не осталось и следа. Основной цвет дизайна стал оранжевым и оставался таковым до 2021 года.

«Оранжевый — наш основной цвет, он позволяет "Одноклассникам" быть ни на кого не похожими, к тому же создаёт хорошее настроение всем его пользователям», — поясняли в официальной группе «ОК» в 2014 году.

В 2021 году, в честь своего 15-летия, социальная сеть вновь провела редизайн. Цвет верхнего меню изменился с оранжевого на белый, а логотип написали новым шрифтом. Перемены коснулись и «Ленты новостей». Страница получила новую вёрстку, и информацию стали располагать в четырёх колонках. Кроме того, в меню добавили мини-приложения — игры (кстати, очень даже популярные у аудитории), заказ еды и такси, оплата услуг и др.

Приколы и мемы, связанные с социальной сетью

Как мы уже говорили, основные мемы породили сами пользователи социальной сети. Местами довольно специфичные.

Например, в «Одноклассниках» высоко котируются семейные ценности. Помимо бесконечных снимков детей и внуков, обитатели соцсети постят уютные семейные вечера в гостиной с оливьешкой на столе и ковром на стене, что вызывает усмешки у молодого поколения.

Кроме этого, в соцсети нет традиционных лайков в виде сердечка под фото. Вместо них «классы» — большой палец, поднятый вверх. В погоне за этим знаком отличия некоторые пользователи просят поставить «класс» под фото, которое этот знак одобрения вообще не подразумевает.

Однажды пользователи «Одноклассников» перепутали группу «Яндекса» с поисковой системой и на протяжении несколько лет оставляют поисковые запросы в заброшенной группе.

Что с «ОК» сейчас

В этом году «Одноклассники» отмечают 17-летие. Накануне дня рождения соцсеть представила новый логотип — от сокращённого названия бренда «ОК». Впрочем, это не единственные перемены в компании. Социальная сеть представила и собственное шоу «Окнутые люди» с актёром Сергеем Буруновым. Ранее, в 2022 году, «ОК» запустили для авторов и бизнеса образовательный курс «Академия контента» и конструктор чат-ботов.

Согласно открытой статистике за 2022 год, аудитория «ОК» достигла примерно 40 млн пользователей (соцсеть входит в десятку самых посещаемых сайтов Рунета). Мемная соцсеть постепенно меняется, осовременивается и постепенно переходит в статус «государственной». По крайней мере, Правительство РФ выбрало «Одноклассники» и «ВКонтакте» в качестве соцсетей, в которых органы власти теперь ведут официальные аккаунты. Возможно, через каких-то пару-тройку лет зумеры уже будут скучать по кринжовым «Одноклассникам» их молодости.

Коллаж: «Секрет фирмы», fromrussiawithlove/facebook (владелец компания Meta признана в России экстремистской и запрещена)