Новая, персональная
Попробовать

Киселев, Евгений

Журналист, один из создателей независимой коммерческой телекомпании НТВ

Киселев, Евгений

Журналист, один из создателей независимой коммерческой телекомпании НТВ

Журналист, теледокументалист, политический аналитик, один из создателей независимой коммерческой телекомпании НТВ, с 2008 года – ведущий общественно-политического ток-шоу "Большая политика с Евгением Киселевым" на украинском телеканале "Интера". Бывший главный редактор украинского телеканала "ТВ I" (2008-2009), бывший генеральный директор ЗАО "Издательский дом 'Московские новости'" (2005), бывший главный редактор газеты "Московские новости" (2003-2005). В 2002-2003 годах – главный редактор канала ТВС, в 2001-2002 годах – генеральный директор ЗАО МНВК "ТВ-6", в 2002-2003 годах – председатель Совета директоров ОАО "Телекомпания "НТВ" (1997-2001), генеральный директор НТВ (2000-2001). Член Академии российского телевидения и Международной телевизионной академии.

Евгений Алексеевич Киселев [30] родился в 15 июня 1956 года в Москве [71], [49] в семье инженеров-металловедов [19].

В 1979 году Киселев окончил историко-филологическое отделение Института стран Азии и Африки при МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности "историк-востоковед" [1], [49], [71]. В одном из интервью журналист Владимир Кара-Мурза рассказывал, что его брат Алексей, а также писатель Борис Акунин (Григорий Чхартишвили) были одногруппниками Киселева [41].

Известно, что еще студентом, в 1977-1978 годах, Киселев был переводчиком в Иране (находился в Тегеране на стажировке [12]), где застал первые месяцы исламской революции, приведшей в итоге к ликвидации светской власти в стране. Произошедшее молодой филолог, увлеченный культурой страны, воспринял как личную трагедию: "Возможно, я и до сих пор бы занимался Ираном" [1].

После окончания института в 1979-1981 годах Киселев служил офицером-переводчиком в группе советских военных советников в столице Афганистана Кабуле, был свидетелем ввода Советских войск в Афганистан в декабре 1979 года [49], [71], [1], [2]. Военную службу закончил капитаном запаса [19]. Вернувшись, Киселев преподавал персидский язык в Краснознаменном институте имени Ю.В. Андропова Высшей школы КГБ СССР [49], [71], [1].

В 1984 году Киселев начал заниматься международной журналистикой – пришел сначала работать на Гостелерадио СССР, а затем, в 1987 году, перешел в международный отдел программы "Время". В 1989 году на Центральном телевидении в "Международной панораме", программах "Взгляд" и "До и после полуночи" появились спецрепортажи Киселева. Впоследствии он упоминался в прессе как первый советский журналист, сделавший серию репортажей из Израиля и показавший его с неизвестной для телезрителей того времени стороны [31]. Также журналист впервые выступил как ведущий – в программах "90 минут", "Утро", в 1990 году он, один из создателей, стал одним из первых ведущих программы "Вести" Российского телевидения [11], [71].

В январе 1992 года Киселев вместе с Олегом Добродеевым создали авторскую информационно-аналитическую программу "Итоги" (выходила в эфир первого канала "Останкино") [71]. Это была одна из первых на российском телевидении передач в жанре политического шоу [48]. Уже в июне 1993 года они вместе с Игорем Малашенко и Алексеем Цываревым учредили ТОО "Итоги" и стали одними из создателей независимой коммерческой телекомпании НТВ [4], которая уже в октябре 1993 года дебютировала в эфире Петербургского канала передачей "Итоги" [68]. Соучредителем телекомпании выступила "Группа 'Мост'" медиамагната Владимира Гусинского [60]. 17 января 1994 года телекомпания НТВ вышла в эфир на четвертом канале, после чего достаточно быстро стало фаворитом отечественного телевидения (целиком в распоряжение НТВ канал перешел в конце 1996 года) [63], [69].

В январе 1997 года Гусинский стал президентом ЗАО "Медиа-Мост", получившего акции подконтрольных "Группе 'Мост'" СМИ, в числе которых были телекомпания НТВ и оператор спутникового телевидения "НТВ-Плюс". Киселев упоминался в числе акционеров "Медиа-Моста", однако размер его пакета не назывался [74], [60].

В 1997 году в СМИ появилась информация о возможной связи Киселева со спецслужбамими. Газета "Завтра" опубликовала статью Александра Коржакова, начальника службы безопасности президента РФ Бориса Ельцина, в которой тот называл ведущего агентом Алексеевым, завербованным в августе 1988 года [65], [11]. Впоследствии журналист Иван Засурский в своей книге "Масс-медиа второй республики" связывал появление этого материала с тем, что именно Киселев, пожертвовав "собственной репутацией во имя информационной войны", в ночь с 19 на 20 июня 1996 года выходил в эфир с сообщениями о "государственном перевороте" – он рассказал об аресте двух имиджмейкеров Ельцина с 500 тысячами долларов коробке из-под ксерокса. Из-за этого скандала Коржаков лишился места главы службы безопасности Ельцина [67], а его выступление в прессе расценивалось как исполненная "в традиционной стилистике войны компроматов" месть Киселеву [70].

После появления статьи Киселев направил в Генпрокуратуру заявление, потребовав привлечь Коржакова к ответственности за "попытки шантажа и воспрепятствование журналистской деятельности". По сведениям газеты "Коммерсант", заявление Киселева "приняли, но о его судьбе журналисту ничего не сообщили". В том же году Коржаков в присутствии большой группы журналистов REN TV вновь назвал Киселева "стукачом" и "сексотом", после чего тот вновь обратился в Генпрокуратуру. Сообщалось, что против бывшего руководителя службы безопасности главы государства было возбуждено уголовное дело, однако Коржаков эту информацию отрицал [66]. В том же году была опубликована книга Коржакова "От рассвета до заката", где он более подробно рассказал об агенте Алексееве [72]. СМИ писали, что после выхода книги Киселев обещал подать на автора в суд за клевету, но не сделал этого. По сведениям украинского интернет-издания "Публичные люди", Киселев получил от ФСБ "справку, что он не сексот", однако юридической силы этот документ не имел, "поскольку справок противоположного содержания ФСБ не дает" [14].

Информация о сотрудничестве Киселева со спецслужбами появлялась в прессе и позднее. Так, в журнал "Коммерсант Власть" в 2002 году включил Киселева в свой список "КГБ во власти и бизнесе" [44]. В 2009 году на очередное предположение о сотрудничестве с КГБ журналист ответил, что те же люди, что обвиняли его в связях с советскими спецслужбами, сегодня утверждают, что он американский шпион: "Да разберитесь промеж собой, мужики, чей я агент – КГБ или ЦРУ?" [11].

В декабре 1997 года после реорганизации работы ЗАО "Медиа-Мост" (в рамках холдинга была создана новая управляющая компания "НТВ-Холдинг", в которую вошли НТВ, "НТВ-Плюс", "НТВ-Кино", "НТВ-Дизайн", "НТВ-Профит", спутниковое техническое подразделение "Бонум-1", телесеть ТНТ, радиостанция "Эхо Москвы") Киселев был назначен председателем совета директоров ОАО "Телекомпания НТВ". Генеральным директором телекомпании стал Добродеев [64].

После того как в январе 2000 года Добродеев ушел из НТВ и занял должность председателя Всероссийской Государственной телерадиокомпании (ВГТРК) [4], Киселев стал исполняющим обязанности гендиректора НТВ. Уже в феврале 2000 года он официально был назначен генеральным директором телекомпании [61].

Весной 2001 года "Газпромом" в рамках скандальной кампании против Гусинского была произведена смена менеджмента на телеканале НТВ. Новыми собственниками Киселев в начале апреля 2001 года был отстранен от руководства телекомпанией НТВ (гендиректором стал американский предприниматель Борис Йордан). 14 апреля, когда в помещение НТВ прибыли новые руководители канала, журналисты, поддержавшие Киселева, добровольно написали заявления об отставке. В тот же день было распространено заявление генерального директора телеканала ТВ-6 Бадри Патаркацишвили о назначении Киселева исполняющим обязанности генерального директора Московской независимой вещательной корпорации (МНВК) "ТВ-6 Москва" [59], [54], [55], [58], [71]. За несколько дней до этого о готовности "незамедлительно приступить к выполнению всех необходимых процедур, позволяющих коллективу НТВ выходить на телеканале ТВ-6", заявлял и держатель контрольного пакета акций ТВ-6 предприниматель Борис Березовский [42], [57], [52], который, как и многие эксперты, расценивал происходящее как попытку захвата принадлежавшего Гусинскому НТВ со стороны власти и лично президента России Владимира Путина [56].

В мае того же года Киселев внеочередным общим собранием акционеров МНВК был избран на должность гендиректора МНВК "ТВ-6" [74], [50], [51]. Между тем приход Киселева и команды НТВ на ТВ-6 вызвал конфликт и на этом канале. Так, одновременно с утверждением Киселева в должности уволились сразу несколько топ-менеджеров ТВ-6, в том числе заместитель гендиректора и главного продюсера Иван Демидов [50], [53], [22], [25], а также еще около 50 сотрудников канала [52].

В июле 2001 года Березовский объявил о передаче 75 процентов контролируемых им акций телекомпании МНВК "ТВ-6 Москва" в управление Медиа-Мосту в лице Киселева. 27 сентября 2001 года Арбитражный суд Москвы постановил ликвидировать телекомпанию "ТВ-6 Москва" по иску одного из миноритарных акционеров – негосударственного пенсионного фонда "Лукойл-Гарант" (дочерней структуры НК ОАО "Лукойла"), владевшего 15 процентами ее акций [21], и уже в январе 2002 вещание канала было отключено приказом Министерства печати [46], [73].

После произошедшего "команда Киселева" с ТВ-6 перешла работать на радио "Эхо Москвы" [73]. В марте 2002 года 12 инвесторов ООО "ТВ-6", образованного Киселевым и журналистами бывшего ТВ-6, выступили создателями ЗАО "Шестой телеканал". Оно вошло в некоммерческое партнерство "Медиа-социум", созданное президентом РСПП Аркадием Вольским и главой Торгово-промышленной палаты Евгением Примаковым. В том же месяце "Медиа-социум" выиграло федеральный конкурс на вещание на той частоте, которую ранее занимал ТВ-6, и стало держателем временной лицензии на вещание, а ЗАО "Шестой канал" – изготовителем продукции. Гендиректором канала стал Александр Левин, а Киселев занял пост главного редактора [39], [32], [38].

1 июня 2002 года телеканал, получивший название ТВС, начал вещание. Между тем в июле того же года Московский арбитражный суд признал незаконным отключение МНВК, а в апреле 2003 года Министерство печати РФ отменило соответствующий приказ. Особенность сложившейся ситуации была в том, что постоянную лицензию на вещание ТВС мог получить только после того, как официально была бы отозвана лицензия у МНВК. Однако решение об этом на фоне длящихся разбирательств принято не было, в связи с чем финансирование канала ухудшилось, а потом фактически прекратилось (согласно неофициальной информации, на действиях акционеров по финансированию ТВС, а также на рекламных поступлениях телеканала негативно сказалась "неопределенность с перспективой" получения им постоянной лицензии) [47], [39]. Вместе с тем высказывались и другие мнения по поводу возникших у ТВС финансовых затруднений: так, коллега Киселева по НТВ и ТВ-6 телеведущий Кара-Мурза утверждал, что поддержавшую журналистов "группу олигархов" попросту "заставили не платить" коллективу телекомпании деньги [35].

В июне 2003 года канал ТВС был отключен от эфира по приказу Минпечати [39], [32], [38]: по мнению возглавляемого Михаилом Лесиным ведомства, отлючение канала, который "вошел в стадию финансового, кадрового, организационного и управленческого кризиса", было продиктовано необходимостью "принять решение о защите интересов телезрителей" [40]. Впоследствии Киселев говорил, что жалеет о том, что "ввязался в проект "ТВС", который изначально был со скверным душком", объясняя свой поступок ложно понятым чувством ответственности перед теми журналистами, ушедшими вместе с ним с НТВ [14].

В сентябре 2003 года Киселев стал главным редактором газеты "Московские новости" (МН). По некоторым данным, важную роль в назначении Киселева на эту должность "сыграла близость журналиста к движению правых сил и финансирующей его нефтяной компании 'ЮКОС'" [36], а возглавить МН ему предложили руководитель нефтяной компании Михаил Ходорковский и владелец контрольного пакета акций Group Menatep, которому принадлежал издательский дом "Московские новости" Леонид Невзлин [71].

Некоторое время спустя между главредом и журналистским коллективом МН начался конфликт, завершившийся громким корпоративным скандалом. Основной его причиной СМИ называли несогласие журналистов с проводимой Киселевым редакционной политикой. Журналисты МН в открытом письме изложили все свои претензии к главному редактору: в вину Киселеву ставилась дискредитирующая газету практика публикации рекламных и политических материалов под видом редакционных, а также отказ от коллегиального обсуждения "политической линии" МН. Обвинив Киселева в "профнепригодности" и "гражданской и профессиональной трусости", журналисты предложили ему уйти в отставку. Несмотря на это, в начале марта 2005 года Киселев, сохранив пост главного редактора, был назначен и гендиректором издательского дома "Московские новости". В том же месяце Киселев не продлил контракт с некоторыми журналистами, многие из которых проработали в газете по 10-15 лет. Восстановить уволенных журналистов и уйти в отставку Киселев отказался. "Убежден, что газете нужна свежая кровь", – говорил он о причинах своего решения [29], [26], [28].

В июле 2005 года 100 процентов акций компании "Московские новости" с входящими в нее брендами "Московские новости" и "The Moscow News" были проданы президенту Media International Group (MIG) Вадиму Рабиновичу. Накануне сделки предыдущие владельцы газеты освободили Киселева от должности главного редактора МН [24]. Критику в свой адрес [27], [25] по поводу массовых увольнений в издании сам Киселев отвергал. В частности, говоря о письме журналистов МН, он заявлял, что оно "состояло там из чистого вранья, полуправды, откровенных передержек" [19]. В своем интервью изданию "Публичные люди" он в 2008 году говорил, что "достаточно долго жалел людей, которые потеряли связь со временем", и в результате слишком поздно "выставил их за порог редакции" [14].

После ухода из МН Киселев вел программы на радиостанции "Эхо Москвы", а также начал выступать в прессе, в частности, в Газете.Ru как политический аналитик [71] и в журнале GQ как колумнист [20], [16].

В январе 2004 года Киселев стал одним из учредителей группы "Комитет-2008: свободный выбор", целью которого называлось противодействие укреплению режима личной власти президента Путина и недопущение превращения выборов в "техническую формальность" [23], [33], [34]. В декабре того же года Киселев в числе нескольких известных журналистов, политиков и общественных деятелей (главный редактор "Новой газеты" Дмитрий Муратов, первый заместитель председателя партии "Яблоко" Cергей Иваненко, президент Фонда прикладных политических исследований "ИНДЕМ" Георгий Сатаров, Владимир Рыжков и Ирина Хакамада, члены партий "Яблоко" и КПРФ) подписал заявление в Верховный суд РФ об отмене постановлений Центральной избирательной комиссии, устанавливавших результаты прошедших в декабре 2003 года выборов в Государственную думу РФ четвертого созыва. Протест выражался в связи с активным использованием кандидатами технологии "мертвых душ", когда избиратели "голосовали за известные им фамилии в списках "ЕР" ("Единая Россия"), а потом эти люди отказались от работы в Думе". Никаких последствий эти выступления не имели [30].

В июне 2008 года Киселев занял должность главного редактора-консультанта "с фактическими полномочиями главного редактора информационной службы" украинского телеканала TВi. Сообщая о своем назначении (это было сделано лишь в октябре), журналист отметил, что работать на канале его пригласил Гусинский - один из учредителей TВi [13]. В интервью газете "Коммерсант–Украина" Киселев назвал свободу слова "основным положительным фактором в работе журналиста в Украине" [15]. На TВi он начал вести авторскую аналитическую программу "Наверху". Осенью того же года Киселев стал также ведущим общественно-политического ток-шоу "Большая политика с Евгением Киселевым" на другом украинском телеканале – "Интер" [5], [10]. В октябре 2009 года он неожиданно для руководства TВi ушел с должности главного редактора телеканала и закрыл свою аналитическую программу. По словам журналиста, он покинул канал, так как на него пытался оказать давление бывший топ-менеджер российской нефтяной компании "ЮКОС", один из акционеров TВi Константин Кагаловский. Журналист обвинил Кагаловского в попытке установить над каналом единоличный контроль, "действуя при этом жесткими мерами, в известной мере, силовыми" [9], [5]. СМИ предположили, что уход Киселева связан с бизнес-конфликтом между совладельцами телеканала Кагаловским и Гусинским [6].

В 2009 году Киселев издал книгу "Без Путина" в соавторстве с бывшим премьер-министром Росиии Михаилом Касьяновым. В декабре того же года в Киеве в гостинице "Премьер Палас" должна была состояться ее презентация, но она была сорвана – авторов и приглашенных гостей просто не пустили в здание [8], [7], [3].

В своих интервью Киселев утверждал, что "журналисту не следует смешивать журналистику и политику" [1]. Более того, он не причислял себя к оппозиционерам – то есть к "части политического спектра, которая борется за власть". "Я за власть не борюсь. Я не собираюсь быть ни депутатом, ни министром", – заявлял он [19].

Киселев – член Академии российского телевидения (АРТ; с сентября 1994 года) [14], Международной телевизионной академии в Нью-Йорке (International Academy of Television Arts and Sciences) [76]. Журналист неоднократно становился лауреатом премий, среди которых присуждаемая сотрудникам СМИ, подвергающимся опасности при исполнении служебных обязанностей Международная премия свободы прессы (The International Press Freedom Award, 1995 год) Комитета по защите журналистов, национальная литературная премия "Золотое перо России" (2000 год) и дважды премия ТЭФИ: за авторскую программу "Итоги" (1996 год) и за ток-шоу "Глас народа" (2000 год) [75], [71], [18].

Летом 1998 года "Коммерсант" включил Киселева в список самых богатых и известных людей России [62].

Журналист получил известность и как теледокументалист: Киселев – автор документальных фильмов "Тегеран-99", "Афганский капкан", "Тайна гибели К-129", "Таинственный генсек" (о Юрии Андропове), "Президент всея Руси" из цикла "Новейшая история" (картина о Борисе Ельцине), а также фильмов "Самый человечный человек" (о судьбе В.И. Ленина), "Спартак" (о футбольной команде), "Рыцарь Овального кабинета" (об американском президенте Джоне Кеннеди), "Таганка с Мастером и без" (о режиссере Юрии Любимове) и "Папа Римский" (выход фильма был приурочен 24-летию со дня восшествия на престол Иоанна Павла II) [37], [45], [49].

Рассказывая о своем времяпровождении вне работы, Киселев упоминал, что чаще всего он просто смотрит телевизор, гуляет или читает – преимущественно мемуарную литературу. Говорил он о себе и как о гурмэ – знатоке и ценителе хорошей кухни: "Разной, да. Чего-то в этом понимаю" [19]. Журналист также рассказывал, что в свободное время он любит играть в большой теннис, "но, к сожалению, не в состоянии делать это регулярно" [1].

Киселев женат. Его супруга Мария Шахова – продюсер проекта Первого канала "Фазенда", в прошлом – ведущая популярной программы "Дачники", пресс-секретарь НТВ. У супругов есть сын Алексей (о нем сообщалось, что он "вместе с женой создал бренд одежды класса прет-а-порте") и внук Георгий [17], [43].

Использованные материалы


[1] Евгений Киселев. Азбука политического философа. — ИА "Интермедиа консалтинг", 20.04.2010

[2] Ввод советских войск в Афганистан: удачное стратегическое решение или политическая ошибка? — Афганистан.ru, 27.12.2009

[3] В Киеве сорвана презентация книги "Без Путина". — Фокус (Украина), 17.12.2009

[4] Олег Борисович Добродеев. Биографическая справка. — РИА Новости, 28.10.2009

[5] Почему Евгений Киселев покинул ТВi. — Известия в Украине, 06.10.2009

[6] Киселев решил уйти с телеканала ТВі. — Корреспондент.net, 06.10.2009

[7] Михаил Соколов. "Без Путина", но с Путиным. — Радио Свобода, 05.10.2009

[8] Книгу под названием "Без Путина" представил сегодня бывший российский премьер, лидер российского народно-демократического союза Михаил Касьянов. — Эхо Москвы, 05.10.2009

[9] Евгений Киселев "порвал" с украинским телеканалом. — ИА Росбалт, 05.10.2009

[10] Большому каналу - "Большая политика". — ИА "Интермедиа консалтинг", 22.09.2009

[11] Тележурналист Евгений Кисилев: "Как только меня не компрометировали! Говорили, что я — агент КГБ, ЦРУ, израильской разведки МОССАД. Да разберитесь промеж собой, мужики, чей я агент?". — Бульвар Гордона, 17.02.2009. — №7 (199)

[12] Наталия Портякова. "У кого не было денег уехать, надели чадру". — Власть, 09.02.2009. — №5 (808)

[13] Евгений Киселев возглавил украинский телеканал. — Грани.Ру, 17.10.2008

[14] Светлана Соболева. "Медведев – не из питерской подворотни, а из хорошей детской". — Публичные люди (pl.com.ua), 25.09.2008

[15] Александр Зворский. Российский журналист хлебнет украинской свободы. — Коммерсант-Украина, 10.06.2008. — №96

[16] Евгений Киселев. В: Где лучше всего думается о смысле жизни? — GQ.ru, 18.12.2007

[17] Галина Черменская. Маша Шахова: муж говорит, что я стала циничной. — Теленеделя, 06.12.2007

[18] Международная премия Свободы прессы. — Права человека в России (hro.org), 22.11.2007

[19] Передача "Доброй охоты!". — Эхо Москвы, 22.12.2006

[20] Евгений Киселев. Ностальгические заметки водителя со стажем: русская история от "копейки" до авоськи. — GQ.ru, 18.03.2006

[21] Владимир Прибыловский; Анвар Амиров. Березовский Борис Абрамович. — ИЭГ Панорама, 23.01.2006

[22] "Какого черта". Ведущие: Элина Николаева. Гости: Иван Демидов, руководитель "Молодой гвардии "Единой России"". — Эхо Москвы, 20.11.2005

[23] Комитет-2008 "Свободный выбор". — ИЭГ Панорама, 05.09.2005

[24] Новым владельцем "Московских новостей" стал украинский бизнесмен Вадим Рабинович. — Российская газета (rg.ru), 04.07.2005

[25] Евгений Глуховцев; Раиса Вивчаренко. Иван Демидов: от "Музобоза" до "Русского взгляда". — Тверская жизнь, 04.05.2005. — №78

[26] Екатерина Власова. Не прощается и не уходит. — Российская газета, 16.03.2005. — №3720

[27] Виктор Шендерович. Евгению Киселеву, бренду и человеку. — Официальный сайт Виктора Шендеровича (shender.ru), 12.03.2005

[28] Александр Воронов, Юлия Осипова, Арина Бородина. Евгений Киселев не вынес уникального журналистского коллектива. — Коммерсантъ, 12.03.2005. — № 43 (3127)

[29] Екатерина Власова. Евгений Киселев уволил из еженедельника "Московские новости" ряд ведущих журналистов. — Российская газета (rg.ru), 11.03.2005

[30] Технология "мертвых душ" как инструмент захвата власти. — ИА МиК, 03.12.2004

[31] Евгений Киселев. — Sostav.ru, 22.09.2004

[32] Мила Кузина. Ивану Демидову дали армейскую "Звезду". — Известия, 19.03.2004

[33] Члены Комитета "2008: свободный выбор". — Сайт Комитета 2008, 01.02.2004

[34] Об учреждении Комитета "2008: Свободный выбор". — Сайт Комитета 2008, 19.01.2004

[35] Элиа Мирзоев. Владимир Кара-Мурза: "В России надо жить долго и уметь терпеть". — Вестник online, 03.11.2003. — №18 (329)

[36] Анна Огонькова. "Московским новостям" пора подводить итоги. — Профиль, 08.09.2003. — №33(352)

[37] Евгений Киселев ушел. — Дни.ру, 11.08.2003

[38] С чего начался конец ТВС. — Коммерсант, 23.06.2003. — №106 (2709)

[39] Один год ТВС: очень краткая история. — Тема дня, 22.06.2003

[40] Минпечати заменило ТВС на "Спорт" "в интересах зрителей". — Newsru.com, 22.06.2003

[41] Елена Курасова. Телекнязь Кара-Мурза. — Stringer, 02.05.2003

[42] Березовский: от мехмата до Совбеза. — BBC Russian, 25.03.2003

[43] Маша Шахова: Киселев не доверяет мне даже пуговицы. — Телеобъектив, 27.02.2003

[44] КГБ во власти и бизнесе. — Коммерсантъ-Власть, 23.12.2002. — №50 (503)

[45] Владимир Платонов. "Папа Римский" в Москве. — Независимая газета, 30.10.2002

[46] Сергей Тополь, Юрий Сенаторов, Петр Сапожников. Главный финансист ЛУКОЙЛа захвачен неизвестно кем неизвестно зачем. — Коммерсантъ, 13.09.2002

[47] Александр Губанов. Обряд вещания все ближе. — Общая газета, 07.03.2002. — №10

[48] Андрей Князев. Кому принадлежит Россия / СМИ. — Коммерсант-Власть, 18.12.2001. — №50

[49] Евгению Киселеву - 45 лет. — НТВ, 15.06.2001

[50] Мила Кузина. Один против четырех. — Газета.Ru, 14.05.2001

[51] Мила Кузина. "ЛУКойл" и Лужков подают на ТВ-6 в суд. — Газета.Ru, 14.05.2001

[52] Лев Кадик. Новости на ТВ-6 уже делает НТВ. — Коммерсантъ, 20.04.2001

[53] Виктория Арутюнова. "Шестерка" крыта. — Коммерсантъ, 18.04.2001

[54] Власть меняется: хроника не по дням, а по часам. — Коммерсант, 16.04.2001. — №67

[55] Евгений Киселев назначен исполняющим обязанности генерального директора ТВ-6. — РИА Новости, 14.04.2001

[56] Дмитрий Пинскер. Слово и дело. — Итоги, 10.04.2001

[57] Борис Березовский трудоустроит журналистов НТВ. — Коммерсантъ, 07.04.2001

[58] Биографии назначенных "Газпромом" новых руководителей телекомпании НТВ. — NEWSru.com, 03.04.2001

[59] У НТВ забирают $7 млн и Евгения Киселева. — Gazeta.ru, 26.03.2001

[60] Дело Гусинского. — Грани.Ru, 14.12.2000

[61] Евгений Киселев назначен генеральным директором телекомпании НТВ. — Полит.ру, 02.02.2000

[62] Самые известные и богатые люди России. — Коммерсант, 05.06.1998. — №100

[63] Аглая Миловзорова. Квадратная дата. — Итоги, 19.01.1998. — №1

[64] У НТВ новые руководители. — Коммерсант, 11.12.1997. — №215 (1397)

[65] Профессия - "сексот"? ( Александр Коржаков — о Евгении Киселеве ). — Завтра, 29.07.1997. — №30 (191)

[66] Александра Коржакова хотят посадить. — Коммерсант, 18.07.1997. — № 113 (1295)

[67] Вокруг коробки из-под ксерокса. — FLB.ru, 22.06.1996

[68] Александр Владыкин, Наталия Осипова. Дебют телекомпании НТВ. — Коммерсант, 12.10.1993. — №195

[69] Человек-ящик. — Профиль, 27.03.0200. — №11 (183)

[70] Иван Засурский. Масс-медиа второй республики. — СМИ.ru

[71] Евгений Киселев. — Газета.Ru

[72] Александр Коржаков. Борис Ельцин: от рассвета до заката. — М.: Интербук, 1997. - 479 с.

[73] Телеканал ТВ6. — Lnews.narod.ru

[74] Телерадиокомпании и медиа-холдинги. — Политика (politika.su)

[75] Состав АРТ. Киселев Евгений Алексеевич. — Академия pоссийского телевидения (tefi.ru)

[76] Members. — International Academy of Television Arts and Sciences (iemmys.tv)