Захаров, Марк

Художественный руководитель театра "Ленком"

Художественный руководитель театра "Ленком" с 1973 года. Режиссер, театральный педагог, сценарист. Народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственных премий РФ (1992, 1997, 2001), лауреат премии имени К.С. Станиславского, премии "Триумф" (2005), многократный лауреат премии "Хрустальная Турандот".

Марк Анатольевич Захаров (Ширинкин [18], [12]) родился 13 октября 1933 года в Москве, в семье педагогов. Через год после рождения сына, в 1934 году, его отец был репрессирован - приговорен к трем годам заключения с последующей высылкой. Мать будущего режиссера, Галина Сергеевна Захарова, обучавшаяся в тот период в театральной студии и мечтавшая стать актрисой, уехала за ним. Основную заботу о мальчике взяла на себя бабушка Софья Николаевна Бардина, работавшая заведующей в детдоме. После ее смерти родители Захарова вернулись в Москву, однако отца вновь выслали, и дальше мать воспитывала Марка одна [24], [27].

С детства Захаров увлекся театром, занимался в театральных коллективах Москворецкого дома пионеров (вместе с ним занимался будущий кинорежиссер Андрей Тарковский). После школы он подавал документы в Московский инженерно-строительный институт имени Куйбышева, однако на экзаменах не набрал необходимое количество баллов. По настоянию матери, увидевшей, по словам Захарова "вещий сон", он решил поступать в театральный вуз. Летом 1951 года Захаров стал студентом Государственного института театрального искусства имени А.В. Луначарского (ГИТИС, с 1991 года преобразован в РАТИ - Российскую академию театрального искусства [25]) [8], [24], [27].

В 1955 году Захаров окончил актерский факультет ГИТИСа (курс И.М. Раевского). Известно, что еще на втором курсе он начал играть небольшие роли на сцене московских театров имени В.В. Маяковского и имени М.Н. Ермоловой, а после окончания вуза по распределению попал в Пермский областной драматический театр. В Перми Захаров проработал три года. Именно там в самодеятельном студенческом коллективе Пермского университета он дебютировал как режиссер и, по его словам, почувствовал, что студентам с ним интересно, и он продолжительное время может "держать внимание большого коллектива людей" и руководить постановочным процессом [28], [27], [24].

В 1959 году Захаров устроился на работу в Московский театр имени Гоголя, а в 1960 году перешел в Московский театр миниатюр. Коллективом в тот период руководил писатель Владимир Поляков, под чьим непосредственным воздействием Захаров "приобрел очень ценный и необходимый режиссеру литературный навык". Перебравшись в Москву, Захаров продолжил заниматься и режиссурой: благодаря жене, актрисе Нине Лапшиновой, он устроился руководителем драмкружка в Станкостроительном институте. В 1964 году Захаров ушел из Театра миниатюр, где работал вместе с женой. В тот период Лапшинова она поддержала его решение начать работать режиссером в Студенческом театре МГУ. По мнению критики, этот театр стал той "стартовой площадкой", с которой Захаров "вошел в профессиональную режиссуру" [27], [24], [28], [8].

В 1965 году Захаров был приглашен в качестве режиссера в Московский театр сатиры. Поставленный им в 1967 году спектакль "Доходное место" по А.Н. Островскому стал первым его режиссерским успехом на профессиональной сцене. В 1969 году Захаров стал режиссером комедии Аркадия Арканова и Григория Горина "Банкет" (он стал первой совместной работой режиссера с Гориным, в будущем - соавтором многих спектаклей Захарова). Оба спектакля, несмотря на успех у публики, были запрещены по идеологическим соображениям. Захаров отмечал, что в то время его режиссерская профессия "повисла на волоске", и лишь помощь Гончарова, который предложил режиссеру поставить на сцене возглавляемого им театра имени Маяковского "Разгром" Александра Фадеева, помогла ему остаться в профессии [27], [24], [28], [7].

В 1973 году Захаров был назначен главным режиссером Московского театра имени Ленинского комсомола (с 1991 года - Московский театр "Ленком"). Его постановки на сцене театра: "Автоград XXI" (Юрий Визбор, Захаров, 1973), "Тиль" (Горин, музыка Геннадия Гладкова, 1974), "В списках не значился" (Визбор по мотивам произведения Бориса Васильева, 1975), "Звезда и смерть Хоакина Мурьетты" (Павел Грушко по произведениям Пабло Неруды, музыка Алексея Рыбникова, 1976), "Жестокие игры" (Алексей Арбузов, музыка Гладкова 1979), "'Юнона' и 'Авось'" (Андрей Вознесенский, музыка Рыбникова, 1981), "Оптимистическая трагедия" (Всеволод Вишневский, 1983), "Три девушки в голубом (Людмила Петрушевская, 1985), "Диктатура совести" (Михаил Шатров, 1986), – стали событиями в культурной жизни страны. Многие из этих спектаклей называли украшением репертуара "Ленкома" на долгие годы [4], [3], [14], [16], [9], [24].

По мнению критики, отвечавшая духу времени художественная идеология Захарова окончательно оформилась в конце 1980-х годов. Среди театральных работ этого времени пресса называла спектакли "Мудрец" (по Островскому, 1989), "Поминальная молитва" (Горин по Шолом-Алейхему, 1989), "Школа для эмигрантов" (Дмитрий Липскеров, 1990) "Безумный день, или Женитьба Фигаро (Пьер Огюстен Бомарше, 1993), "Чайка" (Антон Чехов, 1994), "Королевские игры" (Горин - Шандор Каллош по мотивам пьесы Максвелла Андерсона, 1995), "Варвар и еретик" (по роману Федора Достоевского, 1997), "Мистификация" (Нина Садур, 1999), "Шут Балакирев" (Г.Горин, 2001), "Плач палача" (на темы Фридриха Дюрренматта и Жана Ануя, 2003), "Ва-банк" (по Николаю Островскому, 2004), "Женитьба" (по Николаю Гоголю, 2007). Успех постановок "Ленкома", по мнению самого Захарова, заключался в том, что театр "стремится следовать великим заветам мхатовских учителей, но больше всего боится скуки, когда все уже все понимают, что происходит и, главное, что должно произойти". С ним соглашались и критики, отмечавшие, что спектакли Захарова "существуют не по законам драматического театра, а по законам Зрелища. Законы эти таковы: все, что происходит (или просто находится) на сцене, должно быть эффектным - и декорация, и костюмы, и шутки, и песни" [9], [24], [6], [10], [15], [20], [21].

СМИ писали о том, что Захаров постоянно повторял, что главное в его жизни, его достояние и гордость - звездная плеяда актеров "Ленкома". На сцене театра в разные годы играли такие талантливые мастера сцены, как Евгений Леонов, Александр Абдулов, Олег Янковский, Николай Караченцов, Елена Шанина, Инна Чурикова, Леонид Броневой, Александр Збруев, Дмитрий Певцов, Сергей Степанченко, Сергей Чонишвили, Виктор Раков и другие [5], [26], [22], [21], [2].

Захаров много и успешно работал в кино и на телевидении. Среди его кинофильмов - любимые кинозрителями "Двенадцать стульев" (1976), "Обыкновенное чудо" (1978), "Тот самый Мюнхгаузен" (1979), "Дом, который построил Свифт" (1983), "Формула любви" (1984), "Убить дракона" (1988). Выступал Захаров и как сценарист, автор и соавтор сценариев таких фильмов, как "Белое солнце пустыни" (1969; ему принадлежит авторство писем главного героя красноармейца Сухова), "Земля Санникова" (1972), "Звезда пленительного счастья" (1975) и др. [26], [22], [27].

Захаров – народный артист СССР (1991), лауреат Государственной премии СССР (1987) и Государственных премий РФ (1992, 1997, 2001), лауреат премии имени К.С. Станиславского, премии "Триумф" (2005), многократный лауреат премии "Хрустальная Турандот". Награжден государственными наградами - орденами Дружбы народов (1980), "За заслуги перед Отечеством" III (1997), II (2003) и I (2008) степеней [19], [11], [27], [1].

Отмечалось, что работу в театре Захаров успешно сочетает с преподавательской деятельностью. Он профессор кафедры режиссуры РАТИ (студенты Захарова шутя называют его Мрак Анатольевич). Сочетал режиссер и свою профессиональную деятельность с общественно-политической: в 1989 году Захаров был избран народным депутатом СССР от Союза театральных деятелей. В октябре 1996 года он стал членом Совета по культуре и искусству при президенте РФ Борисе Ельцине, однако в ноябре 2001 года, когда новый президент России Владимир Путин издал указ о признании недействительным указа Ельцина о создании Совета по культуре, был создан новый орган с прежним названием. Захаров в его состав включен не был [23], [24], [13].

Захаров - секретарь Союза театральных деятелей РФ, академик Академии российского телевидения (1997), академик Международной академии творчества (2000), академик Российской академии кинематографических искусств "НИКА", член Союза писателей Москвы (1999). Он стал автором многочисленных публикаций по вопросам театра и политики в периодической печати, а также книг "Контакты на разных уровнях" (1988, 2000) и "Суперпрофессия" (2000), посвященных проблемам современной режиссуры [24].

"Отдыхать по настоящему не умею. Если пять дней ничего не делаю, то начинаю потихоньку сходить с ума", - рассказывал Захаров. По признанию худрука "Ленкома", свободного времени у него практически нет. Среди своих увлечений Захаров выделял литературу, в числе любимых книг называя сочинения Николая Бердяева и Пола Джонсона [24], [8].

Захаров женат, у него и его супруги Нины (1932 года рождения) есть дочь, Захарова Александра Марковна (1962 года рождения). Как и ее мать [29], она актриса театра "Ленком". Александра Захарова - народная артистка России, лауреат Государственной премии РФ [24], [8], [17].

Использованные материалы


[1] Марку Захарову поверили. — Коммерсант-Online, 04.10.2010

[2] Книжное казино. Памяти Александра Абдулова. — Эхо Москвы, 22.02.2009

[3] Александр Алексеев. Срок оперы. — Российская газета, 01.12.2008. — №4802

[4] Виктор Борзенко. Страсти по "Тилю". — Театрал, 01.10.2008

[5] Александр Абдулов: "Я хочу остаться легендой!". — Комсомольская правда, 05.01.2008

[6] Марк Захаров прошелся Гоголем. — Коммерсант, 22.09.2007. — № 173 (3749)

[7] Юрий Безелянский. Горин от ума. — Алеф, 20.07.2007. — 963

[8] Елена Анатольева. Марк Захаров: "Мой стартовый капитал был низок". — Квартирный ряд, 21.06.2005

[9] Досье. Караченцов Николай Петрович. — KM.Ru, 04.03.2005

[10] Роман Должанский. "Ленком" крутанул колесо. — Коммерсант, 11.11.2004. — № 211 (3050)

[11] Роман Должанский. "Я все-таки сторонник хеппи-энда". — Коммерсант, 13.10.2003. — № 186/П (2789)

[12] О преступности. — Дуэль, 29.03.2003. — 13

[13] Совет по культуре и искусству при президенте России. — Газета.Ru, 06.02.2003

[14] Алексей Тарханов. Ужель та самая "Юнона"? — Коммерсант-Власть, 12.02.2002. — №5 (458)

[15] Марина Давыдова. Обыкновенный концерт. — Время новостей, 15.05.2001

[16] Виталий Орлов. Параболой гневно пробит потолок. — Вечерний Нью-Йорк, 01.04.2001

[17] Саша Шефль. Дочь в постановке Марка Захарова. — Карьера, 20.12.1999. — №12

[18] Хроноскоп. — Экстра-пресс, 20.10.1998

[19] Президент и Музы в Георгиевском зале. — Независимая газета, 11.06.1997. — №106

[20] Татьяна Драгныш. Колдовское озеро. — Московские новости, 06.10.1994. — 45

[21] Марк Захаров. Нам остается поминальная молитва. — Московские новости, 02.02.1994. — 5

[22] Абдулов Александр Гаврилович. — Актеры российского и советского кино (RUSactors.ru)

[23] Григорий Белонучкин. Алфавитный список народных депутатов СССР (26 марта 1989 - 26 декабря 1991). — Политика (politika.su). — 2002

[24] Захаров Марк Анатольевич. — Международный Объединенный Биографический Центр (biograph.ru)

[25] Наша история. — Российская Академия Театрального искусства

[26] Олег Янковский. — Проект "Андрей Тарковский"

[27] Анастасия Крайнер. Марк Захаров: формула любви народной. — Наш фильм (nashfilm.ru)

[28] Марк Захаров в программах Светланы Сорокиной. — Светлана Сорокина - передачи, интервью, публикации

[29] Лапшинова Нина Тихоновна. — Кино-театр.ru

От ковбоя до рака легких
Сложная история отношений американцев и табачной продукции
Маттео РенциNo, синьор Ренци!
Итальянские избиратели не поддержали реформы премьер-министра
Бирманские солдаты на руинах сожженного дома в столице штата РакхайнВас здесь не стояло
Из-за чего власти Мьянмы конфликтуют с мусульманами-рохинджа
«Зеленый профессор Саша»
Ультраправых в Австрии одолел потомок беженцев из России
«Будь у легпрома финансы, мы бы могли процентов 40 рынка держать»
Президент Союзлегпрома Андрей Разбродин о перспективах легкой промышленности
Груз в триллион
Примет ли Дума неоднозначный проект поправок в закон о долевом строительстве
В ожидании худшего
Как потребители и сети живут в условиях постоянного роста цен
Меху не до смеха
Почему в России падает производство пушнины
Мой воображаемый друг
Возвращение Андре Мальро в Пушкинский музей
Актеры Анастасия Марчук (Государыня Арина Абрамовна) и Виктор Раков (Комяга) в спектакле "День опричника" по произведениям Владимира Сорокина в постановке Марка Захарова в театре "Ленком". Артем Геодакян/ТАССТы меня на рассвете разбудишь
Как старшее поколение спорит с антиутопическими прогнозами в «Дне опричника»
Иван Дорн «У меня выработались антитела к политике»
Иван Дорн о перевоплощении и проверке себя
«Женские ноги должны быть длинными»
11 лучших книг года о войне, зависти и любви
Ленинаканский пробор
История парикмахерской, пережившей землетрясение в Гюмри
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Анастасия Белокопытова «Не считала, сколько трачу в месяц»
История уроженки Рязани, переехавшей в Австрию
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
В угол за угон
Когда детям становится скучно, они угоняют настоящие машины
Пикник на обочине
Испытываем «арктические» пикапы Toyota Hilux, у которых 10 колес на двоих
Тест: у каких малолитражек суперкары воруют фонари
Сможете ли вы узнать автомобиль по задней светотехнике
Тест нового корейского бизнес-седана
Длительный тест Kia Optima нового поколения
Халявщики и партнеры
Застройщики и банки шокируют заемщиков ипотечными условиями
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Конец близок
Уходящий 2016 год может стать последним для ипотеки
Пассажиры в зале ожидания в аэропорту СочиКвартирный вопрос их испортил
Как обманывают приезжих нечистоплотные москвичи