Полсон, Эндрю

Президент компании "Суп"

Полсон, Эндрю

Президент компании "Суп"

Проживающий в России американский предприниматель. В 2006 году вместе с Александром Мамутом создал компанию "Суп", заняв в ней пост президента. До этого работал в издательском бизнесе, был создателем и президентом издательского дома "Афиша".

Эндрю Полсон (Andrew Paulson) родился в 1958 году в США [15]. В 1976 году поступил в Йельский университет. Изучал зрительную нейрофизиологию, но затем последовал примеру отца, известного литературоведа, и сменил специальность на современную французскую литературу [14]. Во время второго года учебы устроился работать на FM-радиостанцию Havens, отвечал за вещание классической музыки, а потом получил успешный опыт работы в рекламе [14].

Окончив университет с дипломом бакалавра [14], в 1981 году Полсон отправился в Европу [15], [16]. Жил во Франции, занимаясь литературными опытами. Полсон - автор нескольких прозаических и драматических произведений, ни одно из которых не было опубликовано или поставлено на сцене. Чтобы обеспечивать себя материально, Полсон ежегодно возвращался на три месяца в США и работал клерком в нью-йоркской инвестиционной компании [14].

Не добившись успеха в литературе, Полсон занялся фотографией. Снимал рекламные фото для известных брендов Lycra, DuPont, Eminence, Polygram, Yves St. Laurent, Paco Rabanne. В 1992 году, взяв кредит, создал в Париже небольшое рекламное агентство Pourriture Noble, производившее рекламу для печатных изданий [14]. В рамках одного из проектов Полсон делал съемку оперы "Отелло" и познакомился с певцом Дмитрием Хворостовским, пригласившим американца на съемки в Россию. Во время поездки Полсон встретился с Татьяной Мешковой, одним из руководителей ежемесячного журнала "Деловые люди", издававшегося в Москве французской компанией Hersant и находившегося в состоянии кризиса [14].

Вернувшись в Париж, Полсон предложил владельцам журнала сделать их издание прибыльным и получил согласие [14]. В октябре 1993 года американец обосновался в Москве [14], [17], [15], [9], [16]. Спасти журнал "Деловые люди" Полсон не смог, и в феврале 1995 года Hersant продала издание структурам Павла Гусева - генерального директора и главного редактора "Московского комсомольца" [14], [17].

Однако перед этим Полсону удалось заметно увеличить рекламные поступления "Деловых людей" и успешно подготовить журнал к продаже, что сделало его заметной фигурой на издательском рынке Москвы [14], [17]. В России Полсон снискал репутацию авантюриста, все начинания которого сопровождались элементами блефа [14]. Несколько медиа-проектов, запущенных им в 1990-х годах [15], оказались неудачными [14].

После продажи "Деловых людей" Полсон занялся поиском инвестора для собственного дела и получил от неизвестного источника средства на создание еженедельного журнала об экономике и политике под названием "Понедельник". Выпуск "Понедельника" начался в 1996 году, но свет увидели только три номера, последний из них - 20 февраля. Инвестор посчитал ситуацию накануне президентских выборов слишком нестабильной, к тому же стало известно о намерении предпринимателя Владимира Гусинского издавать журнал "Итоги" под брендом Newsweek [14], [17].

Полсон вернулся во Францию, но в марте 1997 года с деловым предложением к нему обратились представители Банка Москвы, владевшего в то время 51 процентом издательского концерна "Вечерняя Москва". Приняв предложение, Полсон возглавил созданный банком издательский дом "ВМ-Бюро", который в ноябре 1997 года начал выпуск журнала о городских развлечениях "Вечерняя Москва" [14], [17]. Банк Москвы планировал финансировать проект до апреля 1999 года, когда журнал должен был выйти на самоокупаемость [14], [17]. По ходу работы у Полсона возник конфликт с вице-президентом "ВМ-Бюро" и доверенным лицом Банка Москвы Алексеем Карагезьяном. Весной 1998 года банк решил не продлевать контракт с Полсоном, и Карагезьян занял его место [14].

Вскоре после этого Полсон получил новое предложение - от близкого к московскому мэру Юрию Лужкову Вячеслава Копьева, вице-президента АФК "Система" и президента "Концерна СММ". Американец занялся развитием бесплатной ежедневной газеты "Метро", делая ее более привлекательной для инвесторов [14]. Параллельно Полсон вынашивал планы собственного издания. Когда после финансового кризиса 1998 года журнал "Вечерняя Москва" прекратил существование, Полсон решил занять освободившуюся нишу [14], [17].

В 1998 году был создан издательский дом "Афиша" [17], [15], [9], [16], [13]. Главным инвестором проекта выступил Антон Кудряшов, работавший в инвестиционной группе Бориса Йордана "Спутник", но вложивший в "Афишу" собственные средства. Кудряшову принадлежал 51 процент акций ИД "Афиша", Полсон контролировал 15 процентов [17], [13]. Полсон в новом издательском доме занял пост президента, а Кудряшов - председателя совета директоров [14], [17].

В апреле 1999 года увидел свет первый номер журнала "Афиша", костяк редакции которого составили бывшие сотрудники "Вечерней Москвы" [14], [17]. Первоначально инвестиции в "Афишу" были сравнительно невелики, по имеющимся подсчетам, около одного миллиона долларов США, и их удалось окупить уже через девять месяцев [17], [13]. "Афиша" стала одним из наиболее удачных издательских проектов своего времени [14]. К концу 2001 года аудитория одного номера "Афиши" по Москве достигла 381,8 тысячи человек [17].

Успехи "Афиши" сподвигли акционеров к расширению бизнеса. Издательский дом стал выпускать журналы "Большой город" и "Афиша Мир", открылся сайт afisha.ru [17], [13], [15], [9], [16]. В 2005 году выручка всего издательского дома превысила 18 миллионов долларов [17], [13].

К концу 2005 года владельцем 100 процентов акций "Афиши" стала группа "Спутник". Еще в 1999 году группа приобрела небольшой пакет акций издательского дома [17]. Свои акции Полсон и Кудряшов продали Йордану в сентябре 2005 года [13], [10]. Группа Йордана планировала продать "Афишу", и Полсон с Кудряшовым занялись поисками покупателя. В числе получивших предложение назывались ИД Родионова, "ПрофМедиа", "Газпром-Медиа" и Independent Media. По имеющимся данным, поначалу за "Афишу" хотели выручить 25 миллионов долларов, но желающих не нашлось, и цену пришлось снизить [13], [17].

В январе 2006 года новым собственником "Афиши" стал холдинг Владимира Потанина "ПрофМедиа" [13], [17], [9], [15]. Полсон ушел со своего поста в издательском доме, его сменил Илья Осколков-Ценципер, ранее бывший главным редактором "Афиши" [17].

В начале 2006 года Полсон познакомился с российским предпринимателем Александром Мамутом, который предложил американцу создать совместный проект [10]. По одному из рассказов Полсона, он обсуждал идею нового интернет-проекта с друзьями, Йорданом и Осколковым-Ценципером, об этом случайно узнал Мамут и стал компаньоном американца [18].

Летом 2006 года Мамут и Полсон основали компанию "Суп" (SUP) [10], [16], [2], [5], [15]. Финансирование "Суп" обеспечивал Мамут, Полсон стал президентом, пост руководителя службы блогов занял Антон Носик, директора по маркетингу - Иван Засурский [12], [10]. Основная часть акций была распределена между Мамутом и Полсоном, оставшиеся 10 процентов получили топ-менеджеры компании [10], [1].

Первоначально в "Суп" было вложено около 20 миллионов долларов [18]. Предполагалось, что компания будет извлекать прибыль из действующих в интернете социальных сетей, однако четкого плана действий для достижения этой цели не было [10], [18], [11].

Первой сделкой, заключенной детищем Полсона стало соглашение с американской Six Apart, за символическую плату предоставившей "Суп" право поддерживать русскоязычный сегмент одного из своих сервисов блогов - LiveJournal (LJ, Живой Журнал, ЖЖ). Сделка вызвала беспокойство части российских блогеров, опасавшихся, что с приходом российской компании их дневники могут подвергнуться цензуре [12], [1], [10], [18], [1], [15], [9].

В последующий период "Суп" приобрела ряд активов: сопутствующий Живому Журналу российский сервис LJ Plus, спортивный портал Championat.ru, рекламное агентство полного цикла Victory S.A. [10], [15], [5]. Для работы с социальными медиа было создано собственное рекламное агентство +SOL [15], [5].

В феврале 2007 года в США был издан первый номер журнала Russia!, призванного знакомить заинтересованных иностранцев с российской действительностью. Совладельцем нового издания выступила возглавляемая Полсоном и зарегистрированная на Виргинских островах компания New Century Bold [8], [9].

В начале декабря 2007 года стало известно, что Six Apart полностью продала LiveJournal компании "Суп". Стоимость сделки не разглашалась, но эксперты оценивали ее примерно в 30 миллионов долларов. Для глобального управления сервисом "Суп" создала зарегистрированную в США компанию LiveJournal Inc. [1], [3], [6], [4], [7], [2], [5].

Использованные материалы


[1] Светлана Рагимова. Навар на бульоне. — Компания, 10.12.2007. — №491

[2] Тимур Мухаматулин. СУП из ЖЖ. — Газета.Ru, 04.12.2007

[3] Russian Firm Buys LiveJournal. — The New York Times, 03.12.2007

[4] "СУП" приобрела известный интернет-сервис LiveJournal. — РИА Новости, 03.12.2007

[5] Иван Чеберко, Александр Малахов. LiveJournal угодил в СУП. — Коммерсантъ, 03.12.2007. — № 222(3798)

[6] Michael Liedtke. Blogging Pioneers to Break Apart. — The Associated Press, 02.12.2007

[7] Owen Thomas. Six Apart exiles its troublesome child to Russia. — Valleywag.com, 02.12.2007

[8] Masha Rumer. Spreading the Word. — Context, 30.03.2007

[9] Martha Mercer. A New Image of Russia. — The New York Sun, 13.03.2007

[10] Леонид Бершидский, Ксения Болецкая, Юрий Грановский. Замах Полсона. — SmartMoney, 04.12.2006. — №38 (38)

[11] «Люди — это вода, самое главное в супе. Мясо и специи вы добавите позже». — Эксперт, 23.10.2006. — №39 (533)

[12] Quinn Norton. Russia Growls at LiveJournal Deal. — Wired News, 11.08.2006

[13] Екатерина Долгошеева. На "ПрофМедиа" повесили "Афишу". — Ведомости, 20.01.2006

[14] Роман Накашидзе. Препаратор Полсон. — Компания, 21.05.2001. — №165

[15] Speaker: Andrew Paulson. — Web 2.0 Summit

[16] Менеджмент. — СУП. — 2008

[17] Марина Смовж. Илья Осколков-Ценципер ищет интересную работу. — Индустрия рекламы. — №21, 2006

[18] Татьяна Антропова, Сергей Суворов. Некорректный запрос. — Индустрия рекламы. — №21, 2006