Экклстоун, Берни

Владелец Формулы-1

Экклстоун, Берни

Владелец Формулы-1

Генеральный директор компаний Formula One Management и Formula One Administration, заведующих финансовой деятельностью чемпионата мира по автогонкам в классе Формула-1. После непродолжительной гоночной карьеры был владельцем команды Brabham с 1971 по 1987 год, являлся основателем и руководителем Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA). С 1982 года контролирует распределение доходов от телетрансляций соревнований Формулы-1 и других автоспортивных чемпионатов.

Бернард "Берни" Чарльз Экклстоун (Bernard "Bernie" Charles Ecclestone [34], [41]) родился 28 октября 1930 года в небольшой деревушке Саус Элмхэм Святого Петра (St. Peter South Elmham) в графстве Саффолк на востоке Англии [33], [37]. Отец Экклстоуна был шкипером на рыбном траулере [41], [47], [37]. Когда Берни было 8 лет, он вместе с родителями переехал в Бекслихит в графстве Кент, которые ныне входит Большой Лондон [47], [41]. C 11 лет Экклстоун спекулировал на велосипедах, авторучках и пирожных, покупая их у сверстников, а потом продавая с наценкой [27], [47]. После окончания Второй мировой войны, в 16 лет Экклстоун ушел из школы [27], [41], [34] и устроился работать на местный завод по производству газового оборудования [47]. Примерно в это же время он увлекся мотоциклами и мотогонками и в свободное от работы время занимался покупкой и продажей запчастей для мотоциклов. Экклстоун поступил в Вулвичское политехническое училище (Woolwich Polytechnic) по настоянию отца [41], [47], [39]. Учась в техникуме, Экклстоун вместе с Фредом Комптоном (Fred Compton) организовал фирму по продаже запчастей для мотоциклов Compton & Ecclestone. Экклстоун закончил училище со специальностью инженера-химика, но против воли отца решил заниматься бизнесом и автогонками [41], [38], [44]. Впоследствии он практически не общался с родителями и даже не пришел на их похороны [37], [33].

Экклстоун дебютировал в автогонках в 1949 году, выступал в местных соревнованиях Формулы-3, в основном, на трассе Брэндс Хэтч. Экклстоуну даже удалось одержать несколько побед, но в 1953 году после серьезной аварии Экклстоун сделал вывод, что гонки - это слишком большой риск, и решил сконцентрироваться на бизнесе [46], [34], [26], [47]. Его компания Compton & Ecclestone к тому времени была самым крупным поставщиком запчастей к мотоциклам на востоке от Лондона [35]. Экклстоун начал участвовать в торговле недвижимостью и автомобилями, владел фирмой Weekend Car Auctions [35], [38]. В 1957 году он решил вернуться в автоспорт, став менеджером талантливого британского гонщика Формулы-1 Стюарта Льюиса-Эванса (Stuart Lewis-Evans) и купив команду Connaught, за которую тот выступал [47], [34], [39]. Экклстоун остался менеджером Льюиса-Эванса даже после того как тот перешел в другую команду. В 1958 году Берни сам сел за руль гоночного автомобиля Формулы-1, но на гран-при Монако и Великобритании так не смог пройти квалификацию и потому в гонках не участвовал. В октябре 1958 года Льюис-Эванс получил серьезные травмы в результате аварии на гран-при Марокко и скончался несколько дней спустя в госпитале, [47], [44]. Экклстоун снова вернулся в Формулу-1 в 1968 году в качестве менеджера австрийского гонщика Йохана Риндта (Jochen Rindt), когда тот выступал за команду Lotus. Но Риндт тоже погиб, разбившись на разминке гран-при Италии в 1970 году, став чемпионом мира посмертно [47], [34], [44].

В 1971 году владелец команды Brabham Рон Тауранак (Ron Tauranac) предложил Экклстоуну приобрести свою команду за 100 тысяч фунтов стерлингов. Экклстоун согласился [38]. Поначалу Тауранак оставался в команде в качестве главного инженера, но в 1972 году Экклстоун его уволил, назначив на освободившееся место Гордона Мюррэя (Gordon Murray). Сразу после покупки команды Экклстоун закрыл коммерчески успешное предприятие Brabham по производству спортивных автомобилей, потребовав сконцентрировать все средства на Формуле-1. Под руководством Экклстоуна команда дважды занимала второе место в кубке конструкторов в 1975 и 1981 годах, пилот Нельсон Пике (Nelson Piquet) за рулем Brabham дважды становился чемпионом мира в 1981 и 1983 годах. Команда Brabham хорошо выступала в чемпионате до 1985 года, когда Экклстоун не стал продлевать контракт с Пике и Мюррэем, которые ушли в другие команды: Пике завоевал третий чемпионский титул в Williams, а Мюррэй стал одним из лучших конструкторов McLaren. В 1987 году Экклстоун продал команду Brabham за 5 миллионов долларов швейцарскому бизнесмену Иоахиму Лухти (Joachim Luhti) [17]. К тому времени приоритетной сферой деятельности для Экклстоуна был контроль над самой Формулой-1 [44], [38], [46].

В качестве главы команды Brabham Экклстоун вошел в Ассоциацию конструкторов гран-при (GPCA), где познакомился с одним из основателей команды March Максом Мосли. В 1974 году Мосли и Экклстоун стали одними из главных создателей Ассоциации конструкторов Формулы-1 (FOCA) - представительства гоночных команд и конкурента официального контролирующего органа чемпионата - Международной ассоциации автомобильного спорта (FISA), бывшей тогда самостоятельным подразделением Международной автомобильной ассоциации (FIA) и курировавшей чемпионаты мира Формулы-1, ралли, а также гонки на выносливость World Sportscar Championship [41], [22]. Экклостоун стал главой FOCA, а в конце 1977 года Мосли был назначен юридическим советником организации [18], [43], [42], [46].

В 1979 году начался затяжной конфликт между FISA и FOCA, заключавшийся в переделе доходов от телетрансляций соревнований и регулирования технического регламента, в том числе использования турбонаддува, контракты на который не могли получить команды - члены FOCA. Кульминацией противостояния стало проведение в 1981 году вне чемпионата гран-при ЮАР, организованного FOCA, дисквалификация двух пилотов команд Brabham и Williams на гран-при Бразилии в 1982 году и бойкот командами FOCA следующего гран-при в Сан-Марино. В результате переговоров между FOCA и FISA, в которых Экклстоун был главным представителем FOCA, было подписано так называемое Конкордское соглашение, по которому FOCA получала все права на телетрансляцию и распределение доходов от гонок, FISA отвечала за технический регламент, а команды были обязаны участвовать во всех гонках чемпионата (раньше команда могла отказаться лететь в Японию или Бразилию для экономии средств). По признанию Мосли, FIA во главе с Жаном-Мари Балестром (Jean-Marie Balestre) были просто недостаточно последовательны, и имели все шансы "додушить" FOCA, поскольку у входивших в нее команд не оставалось средств. Конкордское соглашение с изменениями и дополнениями действовало в Формуле-1 в 2009 году [43], [19], [42], [46], [15].

В 1987 году, после продажи Brabham, Экклстоун создал компанию Formula One Promotions and Administration (FOPA), которая сначала была подразделением FOCA, но впоследствии стала самостоятельной организацией. По соглашению FOPA, 47 процентов доходов от телетрансляций соревнований распределялись между командами, 30 процентов получала FIA, а 23 процента получала сама FOPA. Кроме того FOPA выделяла деньги на призы командам и гонщикам [47], [44], [46]. Руководя FOCA, Экклстоун смог добиться современной популярности Формулы-1: в частности, он влиял на решения команд о выборе пилотов. К примеру, в 1991 году он настоял на переходе дебютанта Михаэля Шумахера (Michael Schumacher) в команду Benneton, где спустя три года тот стал чемпионом мира. Также Экклстоун выделил деньги на гонорар Найджелу Мэнсэллу (Nigel Mansell), чтобы тот вернулся в Формулу-1 после гибели чемпиона мира Айртона Сенны (Ayrton Senna) и уговорил Williams взять в пилоты Жака Вильнёва (Jacques Villeneuve) в 1996 году [47]. В 1994 году Экклстоун настоял на разрешении дозаправок в ходе гонок в Формулы-1, чтобы сделать их более зрелищными [38], [46].

В 1993 году Берни Экклстоуном и Максом Мосли была проведена реформа структуры FIA, ее президент Балестр был отправлен в отставку, а не его место был избран Мосли. Экклстоун, в свою очередь, стал вице-президентом FIA. В 1995 году вместо FOPA была создана группа компаний Formula One Group, в которую вошла управляющая компания Formula One Management (FOM), а также Formula One Administration (FOA), которой были переданы все коммерческие права на Формулу-1, и Formula One Licensing BV, которая получила права на логотип и другие атрибуты этих соревнований. Экклстоун стал генеральным директором FOM и FOA, оставив за собой контроль над компанией SLEC Holdings, которая владела акциями Formula One Group. В 1996-1997 годах Экклстоун успешно продлил действие Конкордских соглашений до 2008 года с командами и до 2012 года с FIA [26], [46]. В 1996 году он передал все свои активы жене - Славике Родич (Slavica Rodic). В 1999 году Экклстоун провел реформу активов Formula One Group, в результате которой у его жены осталось только 25 процентов акций, но сам Экклстоун сохранил контроль над группой компаний [33].

В 1997 году Экклстоуну и Мосли удалось отсрочить введение запрета на рекламу табака и добиться того, чтобы в парламент Великобритании в 1998 году утвердил альтернативное предложение, по которому Формуле-1 и другим международным видам спорта разрешено было иметь табачных спонсоров вплоть до 2006 года. Многие эксперты сочли, что это было сделано благодаря финансовой помощи, оказываемой Мосли и Экклостоуном лейбористской партии Великобритании, которая тогда находилась у власти, и лично ее лидеру Тони Блэру [23], [45], [47], [41], [39]. После того как выяснилось, что вариант закона, который не предусматривал запрещение рекламы табака на соревнованиях Формулы-1, был принят правительством под давлением лоббистов, лейбористская партия добровольно вернула деньги Мосли и Экклстоуну [39], [48], [46].

В 1999 году Экклстоуну было сделана операция на сердце, тройное коронарное шунтирование, однако после нее он сумел выздороветь [26]. В апреле 2000 года он продал компанию International Sportsworld Communicators (ISC), имеющую права на телетрансляции чемпионата мира по ралли. В 2004 году начался корпоративный спор о контроле над Formula One Group: более 50 процентов акции компании получила Alpha Prema, ходили слухи о том, что Экклстоун будет уволен с поста генерального директора FOM и FOA, однако он сохранил свои должности, несмотря на критику его деятельности на посту фактического руководителя Формулы-1 [37], [24], [21]. В 2005 году в гран-при США участвовало всего 6 машин: во время пятничной практики в тяжелую аварию попал Ральф Шумахер, и расследование показало, что причиной стал брак партии шин Michelin, доставленной на эту гонку. В качестве компромисса было предложено сделать временную шикану, уменьшив скорость в самом быстром повороте, однако президент FIA Мосли отказался изменять трассу, в результате чего все команды, использовавшие шины Michelin, кроме команды-аутсайдера Minardi, отказались от участия в гонке. Несмотря на то, что решение принимал Мосли, Экклстоун был обвинен в том, что не вмешался в ситуацию [31].

В 2004 году, в связи со скорым истечением срока действия Конкордского соглашения четыре основные команд Формулы-1 - Ferrari, McLaren, Renault и Williams - заявили о том, что создадут свой чемпионат по автогонкам. Экклстоуну удалось договориться с ними, увеличив до 50 процентов долю команд в доходах от телетрансляций соревнований [36], [30].

Новая структура управления и собственности Формулы-1 оформилась в 2006 году, когда инвестиционный фонд CVC Capital Partners приобрел 63,4 процента акций компании Delta Topco, бывшей конечным собственником всех относящихся к организации Формуле-1 фирм и учреждений, в том числе FOM и FOMA. 5,3 процента акций Delta Tepco получил и Экклостоун лично [29], [3], [2].

В 2007 году Экклстоун заявил о том, что планирует приобрести английский футбольный клуб "Арсенал" [26], но в декабре вместе с менеджером команды Renault Флавио Бриаторе (Flavio Briatore) и индийским миллиардером Лакшми Митталом (Lakshmi Mittal) приобрел другой клуб - "Куинз Парк Рейнджерс" [24], [25].

В июне 2005 года, после хорошего выступления на американской гонке Инди-500 автогонщицы Даники Патрик (Danica Patrick), Экклстоун негативно оценил перспективы участия женщин в профессиональном автоспорте: "Женщина должна быть выряжена во все белое, чтобы напоминать остальные бытовые приборы". В 2008 году Патрик впервые в истории автоспорта одержала победу на американском чемпионате IndyCar, после чего было объявлено о том, что в ноябре 2008 года она будет тестировать автомобиль Формулы-1 и, вероятно, станет пилотом чемпионата мира [32], [20]. В 2009 году Экклостоун рассказал о том, что для повышения интереса к Формуле-1 нужно, чтобы одним из пилотов на трассе была "чернокожая еврейка" [12].

В мае-июне 2009 года разгорелся скандал вокруг изменений, которые FIA планировала ввести в регламент чемпионата в 2009 году. Среди наиболее важных было ограничение бюджетов команд (не более 45 миллионов евро в год), против чего выступили представители большинства команд чемпионата - членов Ассоциации команд Формулы-1 (FOTA). С изменениями в регламенте согласились только Williams и Force India. В июне кризис достиг своего пика, когда команды FOTA объявили о том, что не будут участвовать в чемпионате Формулы-1 в 2010 году и планируют в кратчайшие сроки создать новый чемпионат. 23 июня на встрече в Париже FIA и FOTA удалось достичь компромисса: FOTA отказалось от нового чемпионата, поскольку введение в действие нового регламента в области бюджетов команд было отодвинуто до 2012 года. Кроме того, Мосли заявил, что в октябре не будет баллотироваться на пост президента FIA и покинет Формулу-1 [10], [8], [11], [9]. По его словам, соглашение было подписано во многом благодаря Экклстоуну, который сумел сохранить свои права на доходы с телетрансляций чемпионата [9], [8].

В октябре 2009 года новым президентом FIA при поддержке Экклстоуна был избран бывший руководитель команды Ferrari Жан Тодт (Jean Todt) [7], [6].

В апреле 2011 года Экклстоун выступил с заявлением о перспективе найма работника на пост председателя правления Delta Topco, то есть нового руководителя Формулы-1. В том же году им стал Дональд Маккензи (Donald Mackenzie), один из основателей CVC [4], [5].

Согласно рейтингу журнала Forbes за 2008 год состояние Экклстоуна и его семьи оценивалось в 3,7 миллиарда долларов США [24]. В списке богачей The Sunday Times Экклстоун в 2008 году занимал 24 место среди жителей Великобритании с состоянием 2,4 миллиарда фунтов стерлингов [21]. Экклстоун живет в Лондоне на площади Челси [47], [41]. Одну из своих резиденций в Kensington Palace Gardens Экклстоун продал в 2004 году Лакшми Митталу за 57 миллионов фунтов стерлингов, что стало рекордной сделкой для лондонских особняков [26]. Экклстоун не курит и не употребляет спиртные напитки [34], [37]. Среди его близких друзей упоминался российский бизнесмен Роман Абрамович [37], [33].

Берни Экклстоун был женат трижды. С первой супругой, Иви (Ivy) он расстался в 1950-е годы, от того брака у него осталась дочь [47], [37]. В 1984 году Экклстоун женился во второй раз на Славике Родич, родившейся в 1958 году в Хорватии. Славика выросла в небогатой югославской семье, стала фотомоделью. Экклстоун познакомился с ней в 1983 году в Италии, на гонке Формулы-1 в Монце [37]. Они поженились несмотря на разницу в возрасте и росте: Славика почти на 30 сантиметров была выше своего мужа [40], [39], [44]. Славике принадлежала часть активов семьи Экклстоунов. У них двое детей - Тамара (Tamara, 1984 года рождения) и Петра (Petra, 1990 года рождения). Тамара Экклстоун - известная модель и телеведущая [28]. В марте 2009 года Славика и Берни развелись: в прессе были сведения о том, что инициатором развода был Экклостоун [16], [14]. До развода помимо акций FOM и FOA семья Экклстоунов владела гоночной трассе на юге Франции, аэродромом в Кенте, недвижимостью в Британии и Швейцарии, а также несколькими яхтами и самолетами [41], [39], [21]. Сообщалось, что раздел имущества бывшие супруги проведут через какое-то время после развода [14], однако уже в апреле 2009 года Славика вошла в список самых богатых людей, составленный The Sunday Times, с состоянием в 734 миллиона фунтов стерлингов. Состояние же Экклстоуна тогда же было оценено в 1,466 миллиарда фунтов стерлингов [13]. В августе 2012 года Экклстоун женился на 35-летней бразильянке Фабиане Флоси (Fabiana Flosi), занимавшей должность вице-президента по маркетингу Формулы-1. Сообщалось, что Экклстоун и Флоси познакомились во время совместной работы на Гран-при Бразилии и начали встречаться в 2009 году [1].

Использованные материалы


[1] F1’s Bernie has secret third wedding. — The Sun, 26.08.2012

[2] Артем Ейсков. Формула денег. — F&O, 15.05.2012

[3] Helia Ebrahimi. F1 bribery trial: Q&A. — The Telegraph, 24.10.2011

[4] Christian Sylt, Caroline Reid. Donald Mackenzie takes wheel as F1 chairman. — The Telegraph, 04.09.2011

[5] Ecclestone floats idea of F1 chairman. — Crash.net, 06.04.2011

[6] Todt elected as Mosley successor. — BBC Sport, 23.10.2009

[7] Bertrand Boucey. Motor racing-Todt elected FIA president. — Reuters, 23.10.2009

[8] I'm not F1's martyr - Mosley. — Motorsport.com, 25.06.2009

[9] David Tremayne. Mosley stands down after reaching end of the road. — The Independent, 25.06.2009

[10] Chris Wright. Formula One breakthrough agreed says Mosley. — Agence France-Presse, 24.06.2009

[11] FIA confirms 2010 Formula One entry list. — Grandprix.com, 24.06.2009

[12] Ecclestone: F1 needs a black female Jewish driver. — Eurosport, 30.04.2009

[13] Edd Straw. Ecclestone drops down rich list ranking. — Autosport.com, 26.04.2009

[14] Alex Oagana. Bernie and Slavica Ecclestone Divorce in 58 Seconds. — Autoevolution.com, 12.03.2009

[15] New Concorde agreement all set. — GPupdate.net, 05.03.2009

[16] Edward Gorman. Wife of billionaire F1 boss Bernie Ecclestone files for divorce. — The Times, 21.11.2008

[17] People: Bernie Ecclestone. — F1 News (grandprix.com), 18.07.2008

[18] David Tremayne. Ecclestone and Mosley on brink of F1 cash war. — Irish Independent, 24.06.2008

[19] The idea of a breakaway series. — F1 News (grandprix.com), 07.06.2008

[20] Byron Young. Danica Patrick offered talks to become first female driver in F1. — Mirror, 03.05.2008

[21] Rich List: Bernie and Slavica Ecclestone. — The Sunday Times, 27.04.2008

[22] Patrick Loughran. Mosley's past highlighted by claims. — CNN, 08.04.2008

[23] Andrew Anthony. A man with a chequered past. — The Observer, 06.04.2008

[24] The World's Billionaires 2008 - Bernard Ecclestone & family. — Forbes.com, 05.03.2008

[25] Paul Jiggens. QPR are richest club in the world. — The Sun, 21.12.2007

[26] Darren Lewis. Formula gun. — Mirror, 21.07.2007

[27] Todd Benjamin. Bernie Ecclestone, President & CEO of Formula One. — CNN, 23.01.2007

[28] Sarah Edworthy. My Sport: Tamara Ecclestone. — Telegraph, 27.10.2006

[29] CVC confirms F1 buy-out. — ITV, 29.03.2006

[30] Alan Henry. Williams takes side of Ecclestone to hamper breakaway. — The Guardian, 08.12.2005

[31] Mosley rejects US race criticism. — BBC News, 23.06.2005

[32] Pete McEntegart. The 10 Spot. — Sports Illustrated, 20.06.2005

[33] Brian Viner. Bernie Ecclestone: The goblin driving a hard bargain with the future. — The Independent, 25.04.2005

[34] Bernard Charles Ecclestone. — The Age, 05.03.2005

[35] Юрий Политов. Лидер "Идущих вместе" собирает "Наших". — Известия, 02.03.2005. — №035-M (26836)

[36] James Mossop. Squealing teams in top gear as new season revs up. — The Telegraph, 26.02.2005

[37] Tim Adams. Retirement would kill me. — The Observer, 12.12.2004

[38] Alan Henry. The Guardian profile: Bernie Ecclestone. — The Guardian, 10.12.2004

[39] Sally Pook. Grand prix grandee who began at gasworks. — Telegraph, 30.09.2004

[40] Sue Mott. The funny billionaire in trapped in the body of a tyrant. — Telegraph, 21.03.2004

[41] Confessions of a used car dealer. — Observer Sport Monthly, 05.05.2002

[42] Adam Cooper. The Persuader. — The Paddock, 01.12.2001

[43] Александр Мельник. Адвокат Дьявола. — Формула, 01.01.2001

[44] Motorsport's Midas man. — BBC Sport, 21.11.2000

[45] European tobacco ban overturned. — BBC News, 05.10.2000

[46] Thomas C. O'Keefe. Formula Bernie. — Atlas F1 (atlasf1.autosport.com), 05.11.1999

[47] The Governor of Grand Prix. — The Daily Telegraph, 04.07.1998

[48] Jon Hibbs. Labour returns donation to Formula One lobbyist. — Telegraph, 11.11.1997