Херст, Дэмиен

Художник-концептуалист

Британский художник-концептуалист. В конце 2000-х годов стал самым дорогим и самым богатым художником мира.

Дэмиен Херст (Damien Hirst) родился 7 июня 1965 года в Бристоле в Великобритании, но детство провел в Лидсе [16], [34]. Отец Дэмиена остался неизвестен, отчим, продавец машин, покинул семью, когда Дэмиену было 12 лет [30], [23], [38] (согласно некоторым источникам, семью покинул все же отец Дэмиена, автомеханик [27], [16]). Мать, католичка, работавшая в общественном бюро консультации населения [23], [30], по ее собственному признанию, рано потеряла влияние на сына [27], [16], [38].

Дэмиена дважды арестовывали за мелкое воровство [27], но тем не менее, он закончил основной школьный курс и поступил в местную школу искусств, где, впрочем, надолго не задержался [27], [38]. Однако Херст серьезно увлекся рисованием и делал зарисовки, в частности, в морге [30], [38].

Не закончив школу искусств в Лидсе, Херст отправился в Лондон, где два года проработал на строительных площадках, а затем - после двух неудачных попыток поступить в художественные учебные заведения [23] - был принят в колледж Голдсмитс (Goldsmiths College) [27], [38], в котором обучался с 1986 по 1989 годы [35], [34].

Впервые Херст привлек к себе внимание публики в 1988 году, когда он организовал выставку "Freeze" [35], [21], [20], [37], [34], [38], где с его работами познакомился известный магнат и коллекционер произведений искусства Чарльз Саатчи (Charles Saatchi) [27], [21], [16]. В течение года Саатчи купил два произведения Херста [27] (согласно другим источникам, Саатчи приобрел первую работу Херста лишь в 1990 году [25]).

В 1990 году Херст участвовал в организации выставок "Modern Medicine" и "Gambler" [20], [16]. Выставленная на этих выставках работа "Тысяча лет" (A Thousand Years), представляющая собой стеклянный контейнер с головой коровы и трупными мухами [36], была приобретена Саатчи [34], [38]. Начиная с этого времени и вплоть до 2003 года Саатчи оставался покровителем Херста; всего за это время он купил около 50 работ художника [25].

Херст продолжал работать с фауной, используя для создания шокирующих образов насекомых, разделанных свиней, коровьи мозги и т.д. [22] (уже после того как Херст стал известным, некоторые из его работ спровоцировали демонстрации протеста защитников животных [35]). Критики отмечали, что использование нетипичных для искусства объектов стало одной из принципиальных черт творчества Херста [36]. Сам Херст заявлял, что шокирование зрителей не является самоцелью его работ [27].

В 1992 году Херст вместе с художниками Маркусом Харви (Marcus Harvey) и Трэйси Эмин (Tracey Emin) создал группу "Молодые британские художники" (Young British Artists) [16], [37], [38]. В марте 1992 года в галерее Саатчи была показана изготовленная при финансовой поддержке Саатчи работа Херста 1991 года "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" (The Physical Impossibility of Death in the Mind of Someone Living), представлявшая собой стеклянный контейнер, заполненный формальдегидом, в котором плавало тело гигантской тигровой акулы. Благодаря этой работе Херст получил большую известность [37], [34], [38]. В том же году Херст был впервые номинирован на премию Тернера, главную британскую награду в области современного искусства, но не получил ее [36], [16].

В 1994 году Херст курировал выставку "Some Went Mad, Some Ran Away". На выставке произошел скандал с работой Херста "Отбилась от стада" (Away from the Flock), овцой в формальдегиде, которая отдельными критиками воспринималась как автопортрет Херста. Художник Марк Бриджер (Mark Bridger) вылил в аквариум с овцой черные чернила и объявил о переименовании ее в "Паршивую овцу" (Black Sheep). Несмотря на то, что сам Бриджер расценивал свой поступок как творческий вклад, Херст добился суда над Бриджером и выступил в качестве свидетеля обвинения [33], [20].

В 1995 году Херст наконец получил премию Тернера за композицию "Разделенные мать и дитя" (Mother and Child Divided), представляющую собой части коровы и теленка в стеклянных контейнерах [35], [16], [22] (по другим сведениям эта работа, созданная еще в 1993 году [34], была представлена Херстом на выставке по случаю вручения премии, а номинирован он был за организацию выставок [36]).

В том же году Херст выступил в качестве режиссера видеоклипа группы Blur на ставшую хитом песню "Country House", с актером Кейтом Алленом (Keith Allen) в главной роли [16], [34]. Позже, в 1998 году, Херст вместе с Алленом и басистом Blur Алексом Джеймсом (Alex James) участвовал в создании группы Fat Les, известной своими футбольными гимнами "Vindaloo" и "Jerusalem" [27], [16], [38].

В прессе отмечалось, что в 1990-е годы Херст употреблял алкоголь и наркотики [27], [23], [30], был известен своими эксцентричными выходками [23]. Возможно, Херст намеренно создавал особый гламурно-авангардный образ перед журналистами [37]. В 1997 году Херст опубликовал книгу о своей жизни и работе, озаглавленную "Я хочу провести остаток жизни повсюду, с каждым, один на один, всегда, навечно" (I Want to Spend the Rest of My Life Everywhere, With Everyone, One to One, Always, Forever, Now) [35], [34].

Новый скандал с участием Херста разразился в 2000 году, когда Саатчи купил у него приблизительно за 1 миллион долларов огромную бронзовую скульптуру "Гимн" (Hymn, 1999), являющуюся увеличенной копией обычной анатомической модели [38]. Херст был обвинен в нарушении авторских прав, но выплатил отступные деньги в благотворительные организации и автору модели [31], [32].

В начале 2000-х годов Херст стал известен благодаря своим необычным работам - белым полотнам с разноцветными пятнами одинаковых размеров. Одно из них было отправлено на Марс на британском космическом аппарате и вместе с ним исчезло в конце 2003 года [27], [26], [24].

В первую годовщину терактов в США 11 сентября 2001 года, унесших около 3 тысяч жизней, Херст заявил, что они могут оцениваться как нечто близкое к искусству ("kind of like an artwork in its own right") [29], но уже спустя несколько дней извинился за то огорчение, которое могли вызвать его слова [28].

В 2003 году Херст заявил о том, что он бросил пить и курить [23], разругался с Саатчи [23], [25] и поселился с семьей в собственном доме в Девоншире [16], [38], одновременно руководя компанией Science Ltd., продвигавшей его работы на рынке [23], [38]. С этого времени наибольшее внимание прессы привлекала его коммерческая деятельность. Так, выставка Херста "Romance in the Age of Uncertainty" в сентябре 2003 года принесла ему 11 миллионов фунтов [23]. В 2004 году Херст выступил одним из основателей благотворительного фонда Strummerville, созданного для опеки молодых музыкантов и посвященного памяти хорошего друга Херста и бывшего фронтмена группы The Clash Джо Страммера (Joe Strummer) [23].

В 2006 году Херст был вынужден заменить начавшую портиться акулу из своей самой известной работы "Физическая невозможность смерти в сознании живущего" другой акулой, что вызвало споры об аутентичности произведения. В связи с этим Херст признался, что он часто правит свои работы уже после того, как они проданы [22].

В 2007 году Херст стал самым дорогим художником мира, продав на аукционе Сотбис свою работу "Весенняя колыбельная" (Lullaby Spring) за 9,65 миллиона фунтов (19,3 миллиона долларов), но уже в августе он побил собственный рекорд, продав инкрустированный бриллиантами платиновый череп "Ради любви к Богу" (For the Love of God) за 50 миллионов фунтов (около 100 миллионов долларов) [38]. К 2008 году СМИ называли Херста самым богатым художником мира: его состояние в это время превышало миллиард долларов [15].

В сентябре 2007 года Херст представил публике новое произведение "Стадо: археология утраченных желаний, осмысляющих бесконечность и поиск знаний" (School: The Archaeology of Lost Desires, Comprehending Infinity, and the Search for Knowledge), включающее тридцать освежеванных овец, акулу, клетку с дохлым голубем, куски говядины и триста сосисок. Работа была выполнена по заказу одного из нью-йорских выставочных залов и должна была быть размещена в его вестибюле [18].

В июне 2008 года стало известно о приглашении Херста в Королевскую Академию художеств, однако художник не дал ответа на это приглашение [17]. В сентябре того же года Херст за два дня продал на аукционе Sotheby's произведений на сумму 111,5 миллиона фунтов (206 миллионов долларов) [15], [14]. В конце сентября было объявлено об открытии в Лондоне розничных магазинов, предназначенных для продажи тиражных работ Херста [14].

В октябре 2008 года Херст и его компания Science Ltd. возглавили рейтинг журнала ArtReview, ежегодно определяющий самых влиятельных людей в мире искусства [13], [12]. Однако через год Херст занял в аналогичном рейтинге только 48-е место, что связывалось с мировым финансовым кризисом, вызвавшим падение цен на произведения искусства [1], [2], [3], [4].

В конце 2008 года, когда Херст, сам неоднократно обвиненный в плагиате [19], обвинил в нарушении авторских прав 16-летнего художника Картрейна (Cartrain), который продавал коллажи, использовавшие изображение знаменитого черепа "Ради любви к Богу". Херст потребовал от молодого художника передать ему коллажи и выплатить заработанные на них 200 фунтов [10], [11]. Это вызвало возмущение многих деятелей современного искусства, тогда они создали специальный сайт, на котором были выставлены произведения, созданные с использованием идеи Херста - знаменитого черепа [9]. В июле 2009 года Картрейн похитил с экспозиции одной из инсталляций Херста коробку карандашей, пригрозив заточить их, если его противник не откажется от запрета на продажу коллажей. После этого в отношении Картрейна было возбуждено уголовное дело, а коробка карандашей была оценена в 500 тысяч фунтов [6], [7], [8].

Осенью 2009 года, накануне открытия выставки новых работ Херста, художник сообщил, что он прекратил заниматься инсталляциями и вернулся к обычной живописи [5].

Херст известен также как коллекционер современного искусства [21], [20], [16], [38] и как ресторатор [27], [23], [16], [34], [38].

Жена Херста - дизайнер Майя Норман (Maia Norman), у них есть трое сыновей - Коннор (Connor), Кассиус (Cassius) и Сайрус (Cyrus) [23], [21].

Использованные материалы


[1] 2009 Power 1oo. — The ArtReview, 15.10.2009

[2] Charlotte Higgins. Hyper-active Swiss curator tops artworld power list. — The Guardian, 15.10.2009

[3] Mike Collett-White. Swiss curator tops art power list, Hirst slumps. — Reuters, 15.10.2009

[4] 'Whirlwind' Swiss curator tops modern art's power players. — Agence France-Presse, 15.10.2009

[5] Hirst 'gives up pickled animals'. — BBC News, 01.10.2009

[6] Arifa Akbar. Damien Hirst in vicious feud with teenage artist over a box of pencils. — The Independent, 04.09.2009

[7] Chris Irvine. Teenage artist arrested for stealing pencils from Damien Hirst. — The Daily Telegraph, 04.09.2009

[8] Ross Lydall. I only 'borrowed' them, says teenager caught with Damien Hirst's £500,000 pencils. — The Evening Standard, 04.09.2009

[9] Arifa Akbar. God save the Damien Hirst rip-off industry! — The Independent, 13.02.2009

[10] Damien Hirst 'threatened to sue teenager over alleged copyright theft'. — Daily Mail, 12.12.2008

[11] Arifa Akbar. Hirst demands share of artist's £65 copies. — The Independent, 06.12.2008

[12] Mark Rappolt. Damien Hirst tops art's 2008 Power 100 List. — The Telegraph, 14.10.2008

[13] Science/Damien Hirst tops the 2008 ArtReview Power 100. — The ArtReview Blog, 14.10.2008

[14] Scott Reyburn. Hirst's Shop to Open; Banksy's Lottery; Quirky Design: Art Buzz. — Bloomberg, 24.09.2008

[15] Colin Gleadell. Damien Hirst Skips the Middleman. — The Wall Street Journal, 17.09.2008

[16] How Hirst became household name. — Virgin Media, 16.09.2008

[17] Dalya Alberge. Royal Academy in a pickle over offer to Damien Hirst. — The Times, 06.06.2008

[18] Carol Vogel. Art-World Excess Goes to the Butcher Shop. — The New York Times, 09.11.2007

[19] Eimear O'Hagan. So who was first, Mr Hirst? — Daily Mail, 11.06.2007

[20] Rachel Campbell-Johnston. Damien Hirst: the Murderme collection. — The Times, 25.11.2006

[21] Stuart Jeffries. You have to laugh, really. — The Guardian, 14.11.2006

[22] Carol Vogel. Swimming With Famous Dead Sharks. — The New York Times, 01.10.2006

[23] 'I knew it was time to clean up my act'. — The Daily Telegraph, 26.07.2004

[24] Severin Carrell. Cheap and rushed: the verdict on Beagle 2. — The Independent on Sunday, 23.05.2004

[25] Ben Macintyre. If it weren't for Saatchi's money, Hirst would probably be pickling herrings. — The Times, 29.11.2003

[26] Hirst art heads to Mars. — BBC News, 29.11.2002

[27] Bob Chaundy. Damien Hirst: Shockaholic. — BBC News, 20.09.2002

[28] Terrorism As 'Art'. — The Associated Press, 19.09.2002

[29] Rebecca Allison. 9/11 wicked but a work of art, says Damien Hirst. — The Guardian, 11.09.2002

[30] Damien Hirst, Gordon Burn. The naked Hirst. — The Guardian, 06.10.2001

[31] Nicholas Glass. An artist? I'm a brand name, says Hirst. — The Independent, 01.10.2000

[32] Hirst pays up in toy row. — BBC News, 19.05.2000

[33] Maeve Walsh. It was 5 years ago today: When Damien Hirst put a sheep in his tank. — The Independent, 25.04.1999

[34] Matthew Collings. Arts: The new establishment. — The Independent, 31.08.1997

[35] Hirst, Damien (1965-). — The Hutchinson Encyclopedia

[36] Julian Stallabrass. In and Out of Love with Damien Hirst. — New Left Review. — No.216, March—April 1996

[37] Kate Bush. Young British art: Kate Bush on the YBA sensation. — ArtForum. — October 2004

[38] Pernilla Holmes. The Branding of Damien Hirst. — ARTnews. — Vol. 106, No. 9 (October 2007)

uly 25, 2016 - Philadelphia, Pennsylvania, U.S - The March For Our Lives heads down Broad St. towards the Democratic National Convention at the Wells Fargo Center. The march is in protest to the nomination of Hillary Clinton at the DNC and is made up of a coalition of Green Party activists, Bernie Sanders supporters, anarchists, socialists, and othersДругой альтернативы нет
Что предлагают независимые кандидаты в президенты США
«Роль России и США в Сирии сильно преувеличивают»
Василий Кузнецов о происходящем в Сирии и других странах Ближнего Востока
Шимон ПересЧеловек большой мечты
Памяти Шимона Переса
«Символ мощи и непредсказуемости — конечно же, медведь»
Турецкие эксперты объясняют, что их сограждане думают о России и русских
People's Liberation Army (PLA) soldiers shout as they hold guns and practise in a drill during a organized media tour at a PLA engineering school in Beijing, July 22, 2014. REUTERS/Petar Kujundzic (CHINA - Tags: MILITARY TPX IMAGES OF THE DAY) - RTR3ZLIT«Москва слишком горда, чтобы заключить союз с Пекином»
Вице-президент Фонда Карнеги о войне США с Китаем и отношениях с Россией
Богат бедняк мечтами
Фотопроект о реальности и фантазиях бездомных людей
«Корейцы пьют даже больше русских»
История жителя Владивостока, поселившегося в Сеуле
Джентльмен из песочницы
10 ярких поступков детей, поставивших на место знаменитостей и политиков
Мамин жим лежа
10 звезд Instagram, которые вернулись в форму после беременности
Лошади на литры
Самые вместительные машины с моторами мощностью 600 л.с. и больше
Народный успех
Как прошел первый сезон в РСКГ победителя третьего сезона «Народного пилота»
Джимхана и тиранозавр
Самое крутое автомобильное видео сентября
Ядовитый гараж
Собираем гербарий уникальных и тайных творений BMW Motorsport
Стенка на стенку
Джоконда, покемон и Корлеоне с Чебурашкой — лучшее от уличных художников Москвы
«За годы ожидания мы выдохлись. Живем сейчас где попало»
История покупателей жилья, заселенных в недостроенные дома в Подмосковье
«Мне угрожали, обещали закатать в асфальт»
История валютной ипотечницы, которая прошла оба кризиса и ни о чем не пожалела
Что-то пошло не так
Как выглядят населенные насекомыми города, жизнь без неба и море над головой
Кто купил Америку
Десять человек, которым на самом деле принадлежат земли США