Кодзима, Хидео

Создатель сериала Metal Gear

Управляющий директор корпорации Konami и глава студии Kojima Productions, занимающейся созданием игр для игровых консолей. Автор игрового сериала Metal Gear.

Хидео Кодзима (Hideo Kojima) родился 24 августа 1963 года в Токио, в районе Сэтагая [23], [24], [10] в семье врачей-исследователей [11]. После рождения он вместе с родителями перебрался в небольшой прибрежный городок Сираки, а в 16 лет переехал в Каваниси, близ Кобэ [20], [4]. В детстве Кодзима несколько раз оказывался между жизнью и смертью: однажды он чуть не утонул в реке, его едва не сбил поезд на переезде и на него нападала бродячая собака [20]. Его родители трудились полный рабочий день, поэтому Кодзима, приходя домой из школы, оставался наедине с собой и сразу включал телевизор, чтобы хоть как-то избежать чувства одиночества [20], [13], и, как потом он рассказывал в интервью, это помогло ему создать образ одного из главных героев своих игр - Солида Снейка (Solid Snake) [13].

В детстве Кодзима увлекался живописью, писал статьи и посылал в журналы, однако их отказывались принимать к публикации. В старшей школе Кодзима увлекся кино и снимал с друзьями любительские фильмы на восьмимиллиметровую видеокамеру, мечтал стать режиссером [3], [20], [13], [22]. Однако после смерти отца родные настояли на том, чтобы Кодзима получил профессию со стабильным заработком, и он поступил в университет на экономический факультет [20], [23], [11].

В университете Кодзима продолжал заниматься режиссурой и даже показывал свои фильмы однокурсникам за символическую сумму в 100 иен [22]. Также в университете он впервые познакомился с компьютерными играми на Nintendo Entertainment System (NES), в первую очередь, с Super Mario Bros. [11], [23], [3]. Впоследствии одним из главных своих вдохновителей Кодзима называл Сигэру Миямото [17]. По собственному признанию, Кодзиму мало интересовала экономика, и после окончания университета он решил заняться компьютерными играми [11], [5].

В 1986 году Кодзима поступил на работу в корпорацию Konami, ее филиал в Кобэ, став дизайнером и планировщиком отдела по созданию игр для компьютера MSX [23], [20], [4].

Из-за того, что Кодзима не был знаком с программированием, начало его карьеры было не самым удачным, он даже собирался уволится. Его первым творением стала приключенческая платформенная игра Lost Warld, однако ее не стали выпускать на прилавки. Первой выпущенной игрой, над которой работал Кодзима, стала аркада Penguin Adventure [11], [20], [13], [23], [24], [4]. В 1987 году Кодзима выпустил уже свой первый собственный проект, создав для MSX2 игру Metal Gear [4], [24], [23], [10]. Это была одна из первых игр жанра стелс/экшн (stealth action), в которой игрок должен был, как правило, не атаковать врагов, а избегать боя. По сюжету главный герой, Солид Снейк, должен пробраться на секретную базу Outer Heaven, чтобы уничтожить создаваемое там супероружие Metal Gear: шагающих роботов-танков с ядерным боекомплектом. Позднее первая серия Metal Gear вышла на NES, издавалась в США и Европе [13], [18], [20], [24], [11].

В 1988 году Кодзима выпустил еще одну популярную приключенческую игру Snatcher. В 1990 году он выпустил продолжение Metal Gear - Metal Gear 2: Solid Snake. А затем была издана игра Policenauts. Эти игры были изданы для ряда платформ, в том числе Sega Saturn и Sony PlayStation [24], [23]. В 1996 году Кодзима создал новое продолжение Metal Gear - Metal Gear Solid (MGS) для PlayStation. Новая игра обладала трехмерной графикой, качественным дизайном персонажей и сложным сюжетом. MGS впервые отчетливо показал основные направления творчества Кодзимы, который хотел, чтобы его игры были сочетанием интерактивного игрового взаимодействия и кинематографа. Также в его творчестве постоянно затрагивались темы цензуры, нераспространения ядерного оружия и пацифизма. Благодаря MGS Кодзима получил всемирную известность [13], [23], [18], [11], [20], [24]. Всего в мире было продано около 6,6 миллиона копий MGS [4].

В 2000 году под руководством Кодзимы для PlayStation 2 была выпущена игра Metal Gear Solid 2: Sons of Liberty (сиквел разошелся тиражом в 12 миллионов экземпляров [10]), а также игры Zone of the Enders и Boktai [24]. Выпущенный в 2004 году на PlayStation 2 сиквел Metal Gear Solid 3: Snake Eater также оказался популярным; действие новой игры происходило во время "холодной войны" на территории СССР, и главный герой должен был остановить разработку Советским Союзом нового типа ядерного оружия [19], [20]. К тому времени Кодзима был уже вице-президентом Konami Computer Entertainment. В 2005 году, чтобы меньше заниматься бизнесом и больше уделять времени созданию игр, Кодзима снял с себя вице-президентские полномочия и выделил свое игровое подразделение, создав студию Kojima Productions, став ее главой и операционным директором Konami [10], [8], [23]. В том же году к Кодзиме обратились братья Лоуренс (Lawrence) и Эндрю Вачовски (Andrew Wachowski), создатели трилогии "Матрица": они предлагали ему создать игру по фильмам "Матрица: Перезагрузка" и "Матрица: Революция", однако игры так и не были созданы [16]. В 2006 году Кодзима объявил, что скоро он собирается снять фильм по мотивам Metal Gear Solid [14].

В 2008 году для новой игровой консоли PlayStation 3 была создана очередная игра из сериала - Metal Gear Solid 4: Guns of the Patriots. Она получила множество наград, но еще до ее выхода Кодзима заявил о том, что это будет последняя игра серии, которая делалась под его руководством, и Konami продолжит ее выпускать, но уже без его участия. По словам Кодзимы, он хотел заняться другими проектами [15], [12].

В марте 2009 года Кодзима был назначен управляющим директором Konami, сохранив за собой пост главы студии Kojima Productions, хотя не уточнялось, возьмет ли он на себя больше управленческих ролей в ущерб творческим [8], [5]. Весной 2009 года стало известно о том, что в ближайшее время Кодзима объявит о своей новой игре [7]. 1 июня 2009 года на пресс-конференции Microsoft накануне компьютерной выставки E3, Кодзима объявил о названии своей новой игры: Metal Gear Solid: Rising. Она выйдет на платформе Xbox 360 [1], [2].

В 2001 году журнал Newsweek включил Кодзиму в список "Who's Next?" из 10 человек, наиболее сильно повлиявших на сферу своей деятельности [9], [10], [4] В 2009 году он получил приз Lifetime Achievement Award от Game Developers Choice Awards и заявил, что будет заниматься созданием игр до конца жизни [6].

Кодзима женат [5], у него есть сын Роман (Roman) [21]. Кодзима говорит по-японски, по-английски и по-испански [5].

Использованные материалы


[1] Ben Dutka. Metal Gear Solid: Rising Announced For PS3, Xbox 360. — PSXextreme.com, 01.06.2009

[2] Sean Mirkovich. E3 Surprise: Metal Gear Solid for Xbox. — PC World, 01.06.2009

[3] John Tanaka. Hideo Kojima Talks Dreams at Apple Store. — IGN.com, 27.05.2009

[4] Хидэо Кодзима даст урок мечты в магазине Apple в Гинзе. — Ginza Shinbun, 26.04.2009

[5] Hideo Kojima: The Kikizo Interview 2009. — Kikizo.com, 15.04.2009

[6] Rob Crossley. Kojima: I Will Never Retire. — EDGE Magazine, 26.03.2009

[7] Sam Kennedy. GDC 2009: Kojima Not Revealing New Game at Keynote. — 1UP.com, 25.03.2009

[8] Brian Ashcraft. Hideo Kojima Has A New Role At Konami. — Kotaku, 18.03.2009

[9] Mr. Kojima, Konami Videogame Designer Was Selected One Of Ten "Who's Next?" of Newsweek. — Konami Corporation (www.konami.co.jp), 21.01.2009

[10] Cam Tu. Hideo Kojima va huyen thoai "Ao giap sat". — Zing Game, 08.01.2009

[11] Jamin Brophy-Warre. Shift into a New "Gear". — The Associated Press, 09.06.2008

[12] Kojima: Metal Gear Will Live On. — EDGE Magazine, 29.05.2008

[13] Наталья Любимова. Времена не выбирают. — Генезис, 15.01.2008

[14] Tom Bramwell. Kojima confirms MGS movie News. — Eurogamer, 02.05.2006

[15] TGS: Kojima to Retire from Metal Gear Solid. — EDGE Magazine, 19.09.2005

[16] Bro Buzz. Shiny's David Perry Talks on The Matrix: Path of Neo. — GamePro, 02.09.2005

[17] Tal Blevins. GC 2005: Hideo Kojima Interview. — IGN.com, 19.08.2005

[18] Feature: Hideo Kojima. — EDGE Magazine, 28.07.2005

[19] Ed Lewis. Metal Gear Solid 3: Snake Eater. — IGN.com, 14.11.2004

[20] Hideo Kojima Versus the Big Robots. — EDGE Magazine, 22.04.2004

[21] Johnny Minkley. Exclusive: Hideo Kojima on Metal Gear. — ComputerAndVideoGames.com, 03.09.2003

[22] Kevin Gifford. 50 To Watch. — 1UP.com, 10.07.2003

[23] Hideo Kojima Biography. — IGN.com

[24] Hideo Kojima. — Mobygames.com