Ка-50

Одноместный ударный вертолет Ка-50 (известный также как "Черная акула") разрабатывался в КБ "Камов" с конца 70-х годов, первый полет совершил в 1982 году, а на вооружение принят в 1995 году. Предназначен для огневой поддержки сухопутных войск на поле боя, в том числе для поражения воздушных целей, а также бронетанковой и мотомеханизированной техники без входа в зону действия их огневых средств.

Вертолет обладает уникальными пилотажными характеристиками, показателями живучести и боевой мощи.

Соосная схема расположения несущих винтов (один над другим) позволяет выполнять маневры, недоступные вертолетам другой схемы. Пилотажная особенность Ка-50 - так называемая "воронка". Эта фигура обеспечивает вертолету сосредоточенный огонь по точечной цели в то время как сам он постоянно перемещается по азимуту и углу места относительно противника. Ка-50 способен с большой скоростью перемещаться боком и назад, причем перемена направления движения происходит за несколько секунд. Вертолет может делать разворот вокруг оси вращения винтов (а не по окружности). "Черная акула" - единственный в мире вертолет, способный в течение 12 часов "висеть" на одном месте.

В конструкции Ка-50 широко использованы композиционые материалы, позволяющие облегчить вес вертолета и повысить его живучесть. Ка-50 способен летать при 30 пробоинах в одной из лопастей, сделанных из автоматического стрелкового оружия. Жизненно важные системы и агрегаты дублированы и защищены, элементы несущей системы и трансмиссии имеют дополнительный запас прочности, топливные баки взрывобезопасны. На вертолете установлена система пожаротушения. Летчик располагается в бронированной кабине, защищающей пилота от всех видов вооружения до 20 калибра включительно. Вертолет Ка-50 – первый в мире, оснащенный катапультируемым сиденьем, которое может использоваться на любых режимах полета во всем диапазоне высот.

Боевая мощь оружия "Черной акулы", по словам экспертов, превосходит все существующие боевые вертолеты. На шести точках подвески под крылом (две из которых подвижные) в различных сочетаниях могут навешиваться ПТУР (в том числе сверхзвуковые ПТУР "Вихрь" с дальностью пуска до 10 километров), НАР, ракеты "воздух-воздух", стрелково-пушечное оружие контейнерного типа и бомбы различного калибра. Вертолет оборудован подвижной скорострельной пушкой калибра 30 миллиметров с прицельной дальностью стрельбы до 4 километров.

Ка-50 снабжен устройствами для снижения заметности в инфракрасном диапазоне, а также средствами радиоэлектронного противодействия. Оборудован системой спутниковой навигации. Обзорно-поисковая и прицельная системы включают телевизионную, лазерную и тепловизионную аппаратуру, что позволяет обнаруживать цели и применять по ним оружие в любое время суток.

Основные летно-технические характеристики Ка-50

Двигатель: 2 х ГТД ТВ3-117ВМА
Мощность: 2 х 2203 л.с.
Длина, высота и размах крыла (фюзеляж): 14,2х4,93х7,3 м
Диаметр несущих винтов: 14,5 м
Взлетная масса
нормальная: 9800 кг
максимальная: 10800 кг
Максимальная скорость полета: 315 км/час
Максимальная достигнутая скорость: 390 км/час
Крейсерская скорость: 260 км/час
Статический потолок: 4000 м
Динамический потолок: 5500 м
Практическая дальность полета: 520 км
Боевая нагрузка: 2800 кг
Масса боевой нагрузки на подкрыловых балочных держателях: 2000 кг