Законы штата Вашингтон о запрете на вторжение в частную жизнь были до сих пор более суровыми, чем в других штатах. Однако недавно судья одного из округов штата вынесла решение, гласящее, что закон, запрещающий запись частных телефонных разговоров без согласия всех собеседников, не применим к электронной почте и чатам - то есть приватные беседы, которые ведутся с помощью этих средств, можно записывать без согласия второй стороны.
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщает New York Times, это первое в своем роде судебное решение возникло при слушании дела 26-летнего Дональда Таунсенда, которого обвиняют в попытке изнасилования малолетней девочки. В роли "малолетней" выступил детектив Джерри Келлер. Согласно материалам следствия, после получения информации о том, что Таунсенд ищет секса с малолетней, Джерри Келлер отправился в Интернет и под видом 13-летней девочки с ником Amber вызвал Таунсенда на дискуссию через электронную почту и ICQ-чат. За три дня сексапильная девочка-детектив Келлер получил (или получила?) 86 сообщений по ICQ от Таунсенда, который уговаривал его (ее?) вступить с ним в половые отношения.
Келлер сохранил письма и транскрипты чата, и после того как Таунсенд был арестован, эти материалы были использованы против него в качестве вещественного доказательства по обвинению в попытке изнасилования малолетней, хранении детской порнографии и прочих преступлениях.
Защитники Таунсенда требовали изъять это вещественное доказательство, ссылаясь на действующий в Вашингтоне закон о запрете на запись частной беседы, ведущейся при помощи "телефона, радио, телеграфа и других устройств" без согласия всех сторон на такую запись. Кроме того, по словам адвокатов, детектив Келлер вел запись разговора с Таунсендом без ордера суда.
Однако судья Кетлин М. О'Коннор отклонила эти аргументы. Она заявила, что упомянутый закон не применяется к разговорам через Интернет - поскольку такие коммуникации просто не упомянуты в законе.
Более того, по заключению судьи, компьютер сам по себе является записывающим устройством, так что запись компьютерных бесед происходит всегда и автоматически. Таунсенд знал об этом, выбирая способ коммуникации.
Как отмечает New York Times, данный прецедент вызвал много споров. По мнению одних юристов, решение судьи вполне разумно с учетом того, что люди ежедневно получают огромное количество электронных писем, и было бы странно требовать от них получать разрешение на сохранение каждого письма. С таким законом человек, решивший что-то купить через Интернет и получивший бланк заказа по электронной почте, не сможет даже распечатать его, не получив специальное разрешение.
Однако другие эксперты считают, что данное решение негативно скажется на процессе создания законов о защите прав личности в киберпространстве. Некоторые также указывают на то, что неверно смешивать такие разные способы общения, как e-mail и чат. Адвокат Джеффри Файнер, в частности отмечает, что если электронная почта действительно сохраняется автоматически, то с чатами все зависит от конкретного приложения. Некоторые программы не сохраняют транскрипт чата, и Таунсенд не мог знать, что Келлер сохраняет его слова.
Кроме того, по словам Файна, сама беседа в чате, с ее спонтанностью, аналогична приватной беседе на какой-нибудь вечеринке. "Это именно тот тип частной беседы, которую должен был бы защищать закон штата Вашингтон", считает адвокат.