В преддверии выборов в США студент одного из нью-йоркских институтов запустил скандальный проект Voteauction.com, где все желающие могут продать свой голос с аукциона - то есть отдать его тому кандитату в президенты, кто больше заплатит.
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщает Wired, основатель проекта, Джеймс Баумгартнер из Rensselaer Polytechnic Institute, решил сделать данный проект основой своей диссертации. И он достаточно убедительно оправдывает свою идею, которая кажется некоторым издевкой над демократическими ценностями свободной Америки.
"Сейчас человек, который соберет на свою кампанию больше денег, как правило выигрывает выборы. При этом они относятся к избирателям как к конечному продукту - так же, как телекомпании относятся к телезрителям. Корпорации перепродают человека, как продукт. Однако при нынешней системе голосования они продают его непрямым путем - через рекламу, консультатов и прочие технологии предвыборной компании," - так описывает Баумгартнер современную политическую систему США.
Вывод, который делает основатель Voteauction.com: если избиратели все равно являются предметом купли-продажи, то им было бы гораздо выгоднее, если бы именно они получали те деньги, которые в противном случае уходят "на ветер" - то есть на рекламу, покупку телеэфира для кандидата, и так далее.
Избирателю, решившему поучаствовать в нешуточном проекте Баумгартнера, предлагается просто выставить свой голос на аукцион в составе группы (например, группа избирателей конкретного штата). После того, как на аукционе будет предложена самая высокая цена, Баумгартнер сообщит избирателям каждой группы, за кого они должны проголосовать, чтобы получить свои деньги. Предполагается, что покуптелями выступят местные компании и общественные организации - основатель проекта не собирается обращаться с коммерческими предложениями напрямую к Бушу или Гору.
Ряд экспертов уже высказали опасение, что автор проекта может пойти под суд за очевидное нарушение законов - например, закона, запрещающего подкуп избирателей. Однако даже критики признают, что идея интернет-аукциона голосов, если ее подать достаточно аккуратно, может оказаться гениальным способом для "проверки на прочность" этих самых законов.
"Идея, которую пробует на прочность этот проект, состоит в том, что считается вполне законным тратить огромные деньги на общие методы избирательной кампании - и в то же время почему-то считается аморальным покупать голоса отдельных избирателей", говорит Джэмин Раскин, профессор права из American University.
Поль Рэпп, юрист из Элбани и научный руководитель Баумгартнера, также не исключает, что избиратели, которые согласятся принять участие в схеме Баумгартнера, теоретически ставят себя в рискованное положение с точки зрения закона.
"Однако интересно, что мы получаем проблему того же уровня, что и спор вокруг Napster, - отмечает он. - "Если вы загружаете песню из Интернета, какова рельная вероятность того, что Ларс Ульрих (барабанщик группы Metallica, которая подалала в суд на Napster) вместе с агентами ФБР ворвутся в ваш дом и посадят вас в тюрьму? Это очень маловероятно. И для Джеймса будет большой победой, если он своим проектом сможет поднять дискуссию об основах нашей демократии на такой же уровень, на какой Napster поднял дискуссию о том, кому принадлежит музыка. Он может получить серьезное тюремное заключение - или стать одним из самых могущественных людей Америки".