Крупнейший в мире издательский концерн Bertelsmann, до последнего времени участвовавший в судебной борьбе ряда американских компаний против службы обмена музыкальными файлами Napster, неожиданно объявил во вторник о долгосрочной программе партнерства с этой службой. Bertelsmann отзывает свой копирайтный иск против Napster и призывает другие звукозаписывающие компании сделать то же самое.
Узнайте больше в полной версии ➞"Недавно образованное в Bertelsmann AG подразделение eCommerce Group (BeCG) совместно с Napster разработало новую бизнес-модель надежной службы, основанной на регистрации пользователей, которая даст членам сообщества Napster доступ к высококачественным аудиофайлам, сохранив уникальность Napster, и в то же время обеспечив отчисление авторских выплат правообладателям, включая исполнителей, авторов песен, звукозаписывающие компании и издательские фирмы", - говорится в пресс-релизе, опубликованном минувшей ночью на сайте концерна Bertelsmann.
С первых дней своего существования компания Napster, предложившая уникальную технологию обмена музыкальными файлами между пользователями глобальной компьютерной Сети, подвергалась жесточайшим нападкам со стороны звукозаписывающих фирм, увидевших в этой технологии самый мощный инструмент копирайтного пиратства. Против Napster была подана серия громких судебных исков (в одном из которых истцом выступает Bertelsmann Music Group), и минувшим летом судья Мэрилин Холл Пейтелл даже вынесла постановление о прекращении деятельности сервиса до окончания судебных слушаний. Правда, этот вердикт был оспорен в апелляционном суде еще до его вступления в силу.
Представляющий интересы Napster американский адвокат Дэвид Бойес, один из недавних триумфаторов на процессе "Соединенные Штаты против Microsoft", где он представлял государственное обвинение, в интервью журналу Wired весьма убедительно обрисовал перспективы и цели звукозаписывающих компаний в их судебной борьбе против Napster. "Они хотят закрыть эту службу, чтобы присвоить уникальную технологию и предоставлять точно такой же сервис, только под своей маркой", - предположил адвокат в интервью, опубликованном в конце сентября 2000 года.
Бойес также объяснял, что шансов на успех у истцов в этом деле не больше, чем в других случаях, когда копирайтная индустрия последовательно добивалась запрета копировальных машин, видеомагнитофонов с кнопкой "Запись" и проигрывателей для файлов MP3. Во всех этих случаях технологии, провозглашаемые "пиратскими", были узаконены судом, всякий раз постановлявшим, что возможность пиратского использования любых технических новшеств не должна служить препятствием для их легального применения.
Адвокат оказался прав: желание звукозаписывающих компаний предложить уже существующий сервис Napster под собственной маркой пересилило призрачные надежды на выигрыш в суде. Европейский концерн Bertelsmann, опередив своих американских коллег из RIAA (Ассоциации звукозаписывающих компаний Америки), заключил с Napster сепаратный мир. Весомым аргументом в пользу этой сделки стали 38 миллионов уже существующих пользователей сервиса и 200 000 ежедневно добавляющихся его подписчиков.