Бывший заместитель главы авиакомпании "Аэрофлот" Николай Глушков, один из основных фигурантов по делу "Аэрофлота", рассказал газете "Коммерсант", как на самом деле были организованы финансовые схемы работы компании. Интервью с ним опубликовано в "Коммерсанте" в четверг.
Узнайте больше в полной версии ➞Глушков сообщил, что пришел в "Аэрофлот" в начале 1996 года по приглашению Евгения Шапошникова, бывшего тогда гендиректором, чтобы навести порядок в управлении финансами компании.
"В течение двух месяцев я и ряд других специалистов выявили совершенно фантастические вещи, - признался Глушков. - Мы нашли офшорные компании, которые распоряжались деньгами "Аэрофлота" и при этом никем не контролировались".
По его словам, более сотни представительств размещали выручку примерно на 450 счетах в зарубежных банках, нередко сомнительных по уровню надежности. "При этом представители авиакомпании были сплошь сотрудники ФСБ и ГРУ, с них невозможно было ничего спросить", - отметил Глушков.
В 1996 году, по его словам, эти 450 счетов заменила собой фирма Andava, став западным казначейством "Аэрофлота". Таким образом деньги компании были выведены из-под контроля представительств. "В принципе, на месте Andava могла быть любая другая структура, это был эксперимент, первый опыт", - сказал Глушков.
Говоря о том, почему возникло дело "Аэрофлота", бывший заместитель главы компании заявил, что его инициировали силовые структуры, и в первую очередь - сотрудники ФСБ, работавшие в "Аэрофлоте". "Мы, конечно, им очень сильно наступили на пятки, собрав в единый независимый расчетный центр деньги, которыми они раньше фактически управляли", - пояснил Глушков.
Он также заявил, что Борис Березовский, один из основных фигурантов уголовного дела, никак не причастен к деятельности "Аэрофлота". По словам Глушкова, "Проблема Березовского" появилась, прежде всего, из-за конфликта между последним и Евгением Примаковым. "В результате власти пытались найти способ убрать Березовского с политической арены", - заявил собеседник "Коммерсанта".
Комментируя утверждение Генпрокуратуры, что у нее есть факты, достаточные для предъявления новых обвинений по делу "Аэрофлота", Глушков сказал, что знает, по какой статье они будут предъявлены. Они будут "уже более конкретные, по схеме кредитования "Аэрофлота" в ФОК под депозиты в Andava". Однако, по словам Глушкова, "они столь же беспочвенны, как и все предыдущие", поэтому его не пугают. Он также отметил, что его, скорее всего, 29 ноября пригласят в прокуратуру "и вряд ли выпустят".