Даже после подъема подводной лодки "Курск" со дна Баренцева моря причины ее гибели выяснить не удастся, считает депутат Госдумы, член госкомиссии по изучению обстоятельств гибели атомохода Валерий Дорогин. "Очевидно, мы никогда не узнаем, отчего произошел первый взрыв", - сказал он на пресс-конференции в четверг, передает "Интерфакс".
Узнайте больше в полной версии ➞Вместе с тем он отметил, что первый взрыв на "Курске" был, скорее всего, взрывом компонентов топлива одной из торпед мощностью в 100 килограммов тротила. За ним последовал второй взрыв, значительно большей силы - мощностью до тонны тротилового эквивалента.
По словам Дорогина, моряки, находившиеся в первых отсеках подлодки, погибли почти сразу же. Члены экипажа в кормовых отсеках могли продержаться от шести до девяти часов, после чего умерли от "удушения угарным газом".
Хотя причины гибели "Курска" установить не удастся, поднимать субмарину все равно надо, считает член госкомиссии. Сделать это стоит "в исследовательских целях, чтобы определить, как вел себя реактор при данном взрыве", сказал Дорогин.
Из основных версий причин аварии атомохода депутат особо выделил версию о столкновении с иностранной подводной лодкой. "Лично я склоняюсь именно к этой версии", - сказал Дорогин, отметив, что в пользу этого предположения свидетельствует "масса косвенных признаков".
В частности, сообщил он, есть данные о том, что вскоре после аварии "Курска" из района учений в Баренцевом море выходила иностранная подлодка "на очень медленной скорости". Кроме того, по сведениям Дорогина, "внезапно одна из английских лодок была списана на слом", несмотря на то что в очереди на утилизацию она была двенадцатой.
Говоря о работах по подъему "Курска", депутат отметил, что российской стороне они обойдутся в 25 миллионов долларов. Кроме того, более 50 миллионов долларов готово выделить международное сообщество.