Бывший премьер-министр Израиля Эхуд Барак впервые после своей отставки в феврале 2001 года дал публичное интервью, проанализировав нынешнее положение на Ближнем Востоке, а также дав оценку своим собственным действиям во время арабо-израильских переговоров в Кемп-Девиде.
Узнайте больше в полной версии ➞В беседе с корреспондентом американского журнала Newsweek он заявил, что ему еще в Кемп-Девиде стала ясна причина, из-за которой на Ближнем Востоке не может воцариться мир. Это, по словам Барака, - двуличная позиция палестинского лидера Ясира Арафата.
"В Кемп-Девиде наступил момент истины... Там стало ясно, к чему в конце концов привела политика Арафата, который по-английски говорил о своей готовности к миру, а по-арабски призывал стереть Израиль с лица земли. Он решил, что сможет вернуть себе симпатии мировой общественности путем насилия. Арафат надеялся, что, глядя на палестинских мальчишек на пути у израильских танков, мир закроет глаза на его собственные ошибки", - сказал Барак.
"Я уверен, - продолжал он, - что мы не придем к миру, пока будем иметь дело с Арафатом. Он - не палестинский Садат и не палестинский король Хуссейн... То, с каким безразличием он относится к жертвам среди палестинского народа - настоящая трагедия. Был бы у них демократический строй, Арафата давно бы уже сместили".
На вопрос журналиста о том, может ли израильское руководство предпринять активные меры для устранения Арафата с политической арены, Барак ответил: "Такой шаг может быть только последним средством, когда все другие возможности будут исчерпаны и когда мы будем уверены в том, что мировая общественность нас поймет".
"Подобный шаг может бумерангом ударить по интересам Израиля и спровоцировать ненужное нам международное вмешательство", - подчеркнул он.
Эхуд Барак в целом одобрительно отозвался о действиях нынешнего премьер-министра Израиля Ариэля Шарона, который, по его словам, одновременно активно противодействует террору и в то же время время удерживается от широких войсковых операций.
В то же время Барак напомнил, что ему еще во время февральских выборов было ясно: если Шарон победит, ему в конце концов придется идти по тому же пути, которым шел он, Барак.
В то же время, по мнению экс-премьера, из сложившейся ситуации есть выход, которым Шарон пока не желает воспользоваться: полное отделение Израиля от палестинских территорий.
"Сегодня любая попытка сохранить единое политическое образование, которое включало бы в себя Западный берег реки Иордан, приведет либо к возникновению двухнационального государства, либо к политике апартеида. В любом случае, это будет означать конец для демократического израильского государства, - сказал Барак. - Единственный выход из сложившейся ситуации - установить прочные границы, внутри которых израильское большинство смогло бы спокойно жить в течение нескольких поколений".
По мнению Барака, на то, чтобы окружить такой границей нынешние израильские поселения, может понадобиться три-четыре года. "Поначалу я не стал бы срывать поселения. Но со временем имело бы смысл либо объединить разрозненные поселения в одном месте, либо перенести их на территорию собственно Израиля".
После этого, полагает бывший премьер-министр, осталось бы ждать, пока палестинцы не изберут себе нового лидера, который сумеет привести их к миру. "Вот тогда мы показали бы им, что готовы возобновить переговоры на базе кемп-девидских соглашений без всяких предварительных условий - за исключением условия о прекращении всякого насилия", - сказал он.