Профессор Иммануил Тов (Emanuel Tov), возглавляющий команду историков, занимающуюся расшифровкой и публикацией так называемых "свитков Мертвого моря", объявил на торжественной церемонии в Общественной библиотеке Нью-Йорка (New York Public Library) о завершении публикации знаменитых рукописей, сообщает Jerusalem Post.
Узнайте больше в полной версии ➞"Свитки Мертвого моря" - записанные богослужебные, нравоучительные, исторические и хозяйственные тексты религиозной общины иудеев-ессеев, "удалившихся от скверны" и живших в пещерах около Мертвого моря, недалеко от деревушки Кумран (поэтому употребляется также название "Кумранская община") с 250 года до н.э. по 70 год н.э.
Всего с 19497 по 1956 год в пещерах у Кумрана было обнаружено 15 000 тысячи пергаментов и папирусов разной степени сохранности с текстами на арамейском и древнееврейском языках, а также на греческом и на латыни.
Полный свод "свитков Мертвого моря" составил 37 огромных томов. Готовы также к печати 15 дополнительных томов. Они вышли в Oxford University Press под общим названием "Находки иудейской пустыни"
Имммануил Тов возглавил работу по публикации свитков в 1990 году, и с того времени этот кропотливый процесс сильно ускорился: команда специалистов была расширена с 9 до 98 человек по всему миру. И если до 1991 года были опубликованы 8 томов, до за последние 10 лет - 28. Очень ускорило процесс применение новейшей техники - каждая рукопись сканировалась в разных диапазонах и полученные картинки рассылались специалистам для расшифровки по электронной почте.
Нью-Йорк для объявления о завершении публикации был выбран по двум причинам, добавляет Reuters. Во-первых, для придания этому событию большего резонанса. И во-вторых - в знак памяти жертв 11 сентября. Один из томов, в котором помещена иудейская благодарственная песнь, даже содержит посвящение "мэру Рудольфу Джулиани и великому городу Нью-Йорку". Сам Джулиани также выступил на церемонии.
"Свитки Мертвого моря" сразу после первых расшифровок вызвали яростные споры среди историков и богословов (христианских и иудейских). Одни находили несомненные доказательства того, что речь в рукописях, там, где говорится об "Учителе праведности", о его учении и о его тяжелой судьбе, идет о Христе, другие - столь же несомненные доказательства, что никакого Христа вообще не было.
В любом случае, все сходятся на том, что сохранившиеся в таком объеме документы религиозной общины - ценнейший материал для заполнения лакун в истории Ближнего Востока и особенно лучшего поимания, как иудаизм превратился в жесткую догматическую религию.