Госдума приняла в пятницу законопроект о поправках в закон "О Центральном Банке РФ (Банке России)", который позволяет сделать деятельность Центробанка "более прозрачной", сообщает "РИА-Новости". При необходимых для принятия решения 226 голосах законопроект поддержали 365, "против" проголосовали 3, воздержался 1 депутат.
Узнайте больше в полной версии ➞Сначала Госдума приняла решение о том, что Национальный банковский совет (НБС), в который входят представители, назначаемые президентом, правительством, Советом Федерации и Госдумой, включается в органы управления ЦБР. Правительство возражало против этого.
Перед принятием решения по законопроекту правительство предложило вернуться к вопросу о НБС. Депутаты переголосовали и исключили НБС из органов управления Центробанка.
Взявший слово представитель президента в Госдуме Александр Котенков подчеркнул, что после такого решения Госдумы "произошла конституционная коллизия". По его словам, с одной стороны, депутаты исключили НБС из органов управления ЦБР, а с другой - отчасти наделили его функциями управления.
Таким образом, по словам Котенкова, законопроект вступил в противоречие с Конституцией. Представитель президента предложил депутатам урегулировать эту коллизию при подготовке законопроекта к третьему чтению, с чем депутаты и согласились. Дума также настояла на том, чтобы в Национальном банковском совете было 13 человек, то есть на одного депутата Думы больше, нежели предлагало правительство.
Вместе с тем, несмотря на возражения правительства, Госдума уполномочила Национальный банковский совет "утверждать годовую финансовую отчетность Банка России и представлять годовой отчет в Госдуму". Правительство предлагало, чтобы годовую финансовую отчетность Банка России утверждал Совет директоров Центробанка.
В соответствии с принятыми поправками, к компетенции НБС относится также: утверждение на очередной год не позднее 15 декабря предшествующего года общего объема расходов Банка России на содержание персонала, пенсионное обеспечение, страхование жизни и медицинское страхование персонала, общего объема капитальных вложений, общего объема прочих административно-хозяйственных расходов.
В соответствии с принятыми поправками НБС будет решать вопросы, связанные с участием Банка России в капиталах кредитных организаций, назначать главного аудитора Банка России и рассматривать его доклады ежеквартально рассматривать информацию Совета директоров по основным вопросам деятельности Банка России о реализации основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики, о банковском регулировании и надзоре, о реализации политики валютного регулирования и валютного контроля.
Национальный банковский совет будет также определять аудиторскую организацию - аудитора финансовой отчетности Банка России, утверждать правила бухгалтерского учета и отчетности для Банка России. НБС также будет вносить предложения в Госдуму о привлечении Счетной палаты РФ для проверки финансово-хозяйственной деятельности Банка России и его учреждений.
Госдума поддержала предложение правительства о том, что Центральный банк РФ выходит из капитала Внешторгбанка до 1 января 2003 года. Ряд депутатов предлагали дату до 1 января 2005 года, однако было поддержано предложение правительства.
Думским профильным комитетам - кредитно-финансовому и бюджетному поручено подготовить законопроект к третьему чтению. Тем не менее, по словам вице-премьера, министра финансов РФ Алексея Кудрина, правительство не удовлетворено результатами рассмотрения законопроекта о ЦБ РФ в Думе. Документ требует серьезной доработки, а поэтому правительство будет ставить вопрос о возврате законопроекта во второе чтение.
Председатель Банка России Сергей Игнатьев заявил журналистам, что он полностью разделяет позицию Правительства. Со своей стороны Сергей Игнатьев выступает за увеличение числа проверок, которые Банк России может совершать в отношении одной кредитной организации по одному вопросу за один и тот же отчетный период с одной до двух.