В воскресенье во МХАТе имени Чехова прошла премьера спектакля по пьесе Милорада Павича "Вечность и еще один день", которую сам автор называет "меню для театрального ужина", потому что в ней, как в ресторане, на выбор к "основному блюду" - ко второму акту, есть несколько закусок и десертов, т.е. завязок и развязок, выбирать которые должны сами зрители.
Узнайте больше в полной версии ➞В постановке лауреата "Золотой маски" Владимира Петрова эти разные развязки и завязки объединились в две версии - мужскую и женскую. Версии совершенно равноправны, какая из них будет играться в каждый конкретный вечер, определяют перед началом спектакля сами зрители голосованием.
На премьере оказалась выбрана женская версия.
Любопытно, что мужская версия по программке длиннее женской на пять минут. Про словам режиссера, это не случайность, а он решил, что именно так и должно быть.
В спектакле задействованы совсем молодые актеры, и это соответствует указаниям самой пьесы: ее героине Калине 15 лет. Режиссер признал, что работа над пьесой шла нелегко, не все актеры сразу приняли идею нелинейности и поначалу долго пытались выискать привычные причинно-следственные связи.
Сам Милорад Павич на пресс-конференции на следующий день после премьеры рассказал, что он чрезвычайно удовлетворен постановкой. Павич с Петровым познакомились накануне премьеры, и Павичу кажется, что это наилучший способ взаимодействия автора с режисером.
Подчеркивается также, что это первая интерактивная постановка какого-либо произведения Милорада Павича.
По уверениям главного режиссера МХАТа Олега Табакова, пьеса была выбрана не потому, что она интерактивная, а потому, что автор талантлив. Табаков вообще понимает в интерактивности гораздо меньше своего семилетнего сына и полагает, что сама природа театра заставляет в первую очередь думать совсем о других вещах.
На вопрос же о важности для него "славянского духа" он ответил, что никогда не размышлял "в такой плоскости".
Сам автор в предисловии к публикации своей пьесы на русском языке писал, что наиболее адекватной формой ее театральной реализации был бы "фестиваль одной пьесы" - когда разные труппы на одной сцене разыграли бы за несколько дней все девять возможных ее вариантов. Но в планы МХАТа такая "метапьеса" пока что не входит.