Следующие два года могут стать критическими для железнодорожной отрасли России. Об этом 23 апреля заявил министр путей сообщения России Геннадий Фадеев на расширенном заседании коллегии Министерства путей сообщения РФ. Он отметил, что по расчетам экспертов, в развитие подвижного состава в 2003-2010 годах необходимо ежегодно инвестировать около 7 миллиардов долларов.
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщается в пресс-релизе МПС, на коллегии было отмечено, что в результате резкого снижения объемов перевозок и капитальных вложений с начала 90-х годов поставки локомотивов и вагонов были доведены до минимальных размеров. Если в 1992 году железные дороги России получили 333 локомотива, то в 1997 году - только 10. В 2001 году отрасль получила всего 17 электровозов ЭП1 и 21 тепловоз ТЭП70. Это почти в 40 раз меньше, чем поставки в 80-х годах, когда ежегодно на сеть железных дорог страны поступало до 800-1000 новых локомотивов.
Износ активной части основных фондов - локомотивов и вагонов достиг предельного уровня по условиям обеспечения безопасности движения и бесперебойной работы железных дорог. Особо тревожное положение сложилось с тепловозами и пассажирскими электровозами, физический износ которых исчерпан почти на 80 процентов. Износ грузовых электровозов и вагонов, подвижного состава для пригородного сообщения составляет 65 и более процентов.
В настоящее время техническое состояние тягового подвижного состава подходит к критическому уровню, отмечается в пресс-релизе. Основные проблемы локомотивного хозяйства связаны с дефицитом пассажирских локомотивов, ускоренным старением парка, его неудовлетворительным техническим состоянием. На начало 2002 года в пассажирском движении имеется дефицит 554 электровозов и 426 тепловозов. При недостаточно эффективных мерах по приостановлению износа, начиная с 2004 года появится дефицит и грузовых локомотивов, а до конца 2010 года выработают назначенный срок службы 71 процент парка электровозов и 93 процента парка тепловозов.
Вместе с тем на коллегии отмечалось и ухудшающееся состояние технологической базы по ремонту локомотивов. В локомотивных депо 60 процентов эксплуатируемого основного технологического оборудования полностью выработало свой ресурс и морально устарело, уровень технологической оснащенности составляет в среднем 37 процентов от регламентных норм.
Из-за не пополнения парка новыми вагонами произошло существенное старение подвижного состава. Увеличились эксплуатационные затраты на ремонт и обслуживание вагонов, ухудшилась безопасность движения. В настоящее время эксплуатируется 63326 грузовых вагонов с просроченным сроком службы. В течение 2002-2003 годов дополнительно выработает нормативный срок 59645 вагонов. При этом в запасе МПС России находится 101,3 тысячи вагонов, отмечается в пресс-релизе министерства.