Мир
15:40, 21 мая 2002

Строуб Тэлботт: Клинтон манипулировал Ельциным, чего нельзя сказать о Буше и Путине

"Три года тому назад президент России Борис Ельцин предлагал президенту США Биллу Клинтону устроить очередную встречу на высшем уровне на подводной лодке. Во время одной из своих последних встреч с американским президентом Ельцин очень долго не мог вспомнить фамилию своего премьера". Это выдержки из мемуаров бывшего первого заместителя госсекретаря США Строуба Тэлботта (Strobe Talbott), которые публикует газета "Московский комсомолец".

Узнайте больше в полной версии ➞

По оценке Тэлботта, Клинтону и его подчиненным приходилось терпеть от Ельцина много унижений, связанных, в первую очередь, с пьянством российского президента. Но там, где дело касалось по-настоящему важных вопросов, Клинтону почти всегда удавалось манипулировать Ельциным.

"На пленарных заседаниях с большим числом присутствующих по обе стороны стола Ельцин играл решительного, даже властного лидера, который знает, чего он хочет, и настаивает на получении этого. Во время закрытых встреч он становился восприимчив к уговорам и увещаниям Клинтона. Затем во время заключительных пресс-конференций Ельцин из кожи вон лез, чтобы скрыть, как уступчив он был за закрытыми дверями", - цитирует Тэлботта газета.

Накануне выхода своей книги под названием "Русская рука", которая должна появиться в продаже в Америке во вторник, бывший первый заместитель госсекретаря США дал "Московскому комсомольцу" интервью. Он, в частности, подтвердил, что "недостаток дисциплины у Ельцина" был более или менее постоянным фактором в отношениях на высшем уровне. "Но его изъяны как человека, по мнению Клинтона, не умаляли его мужества как лидера и не уничтожали дружеские чувства Клинтона по отношению к Ельцину. Что же до уступок, то Клинтон был убежден, что те шаги, к которым он призывал Ельцина, были не только в американских, но и в российских интересах", - заявил Тэлботт.

Говоря о переговорах Ельцина и Клинтона, где последнему практически всегда удавалось отстоять свою точку зрения, экс-заместитель госсекретаря отметил: "В большинстве случаев Клинтон был способен найти с Ельциным точки соприкосновения. И они были ближе к американской позиции, чем к первоначальной русской. Смотреть на это можно двояко. Или Россия сдалась. Или Америка была права, и Россия — или по меньшей мере ее президент — с этим согласилась".

Что же касается политики президента Владимира Путина, то Тэлботт выразил несогласие с мнением о том, что после 11 сентября российский президент сделал США огромное количество односторонних уступок и ничего не получил взамен. По его оценке, Путин делает шаги только в том случае, если считает, что они отвечают российским интересам. "Путин считает, что Россия должна и заслуживает быть частью Запада. После атак 11 сентября ваш президент Путин просто увидел шанс убыстрить сближение", - считает он.

С другой стороны, по словам Тэлботта, администрация президента Буша имеет склонность к односторонности во внешней политике. Вместе с тем Россия может влиять на американскую политику, утверждает он. Во-первых, Америка нуждается во всей помощи, которую она только может получить, а во-вторых, Россия имеет возможность влиять на огромное количество других американских друзей и союзников. Что до влияния США на Россию, Тэлботт заявил: "Мне жаль, ребята, что мы не можем влиять на вас сильнее". По его мнению, это было бы лучше, в первую очередь, для самой России.

< Назад в рубрику