Бывший подполковник ФСБ Александр Литвиненко и историк Юрий Фельштинский обвинили в организации взрывов жилых домов в Москве бывшего заместителя директора ФСБ Германа Угрюмова, который скончался в 2001 году.
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщает "Газета.Ru", это обвинение прозвучало в четверг на заседании общественной комиссии по расследованию обстоятельств терактов 1999 года. Литвиненко и Фельштинский заявили по телемосту из Лондона, что Угрюмов курировал проведение соответствующей операции спецслужб.
При этом они ссылались на показания Тимура Батчаева и Юсуфа Крымшамхалова, которые объявлены в международный розыск как организаторы взрывов. Литвиненко и Фельштинский утверждают, что им удалось установить с обоими подозреваемыми тесный контакт.
По словам Фельштинского, Батчаев и Крымшамхалов являются не организаторами терактов, а только участниками заговора и даже, возможно, просто свидетелями.
Напомним, что заместитель директора ФСБ, руководитель департамента по защите конституционного строя и борьбе с терроризмом, вице-адмирал Герман Угрюмов с января 2001 года возглавлял созданный в Чечне региональный оперативный штаб по руководству контртеррористической операции на Северном Кавказе.
Он провел ряд операций по ликвидации лидеров чеченских бандформирований. Угрюмов, в частности, руководил задержанием Салмана Радуева, при его участии федеральными силами был взят под контроль Гудермес и ряд других чеченских населенных пунктов.
Угрюмов скоропостижно скончался в Чечне 31 мая 2001 года. По официальной версии, причиной смерти стал инсульт. Однако по другим данным, не подтвержденным официально, он застрелился.
На заседании общественной комиссии были также обнародованы также показания Ачемеза Гочияева, которого ФСБ считает главным организатором терактов в Москве. Гочияев отвергает это обвинение и заявляет, что никак не связан с Басаевым и Хаттабом. Он опровергает также сведения о том, что чеченские сепаратисты заплатили ему 500 тысяч долларов за организацию взрывов в Москве.
В ФСБ сначала отказались комментировать информацию, представленную Литвиненко общественной комиссии. "Мы не намерены участвовать в рекламной акции сомнительных людей, тем более вступать с ними в полемику", - цитируют "Грани.Ru" заявление представителей ЦОС ФСБ.
"Сведения, распространяемые Литвиненко, несостоятельны и не могут восприниматься всерьез людьми, реально ведущими расследование терактов. Это - человек, запятнавший звание офицера спецслужб, сам совершивший уголовное преступление", - подчеркнули в ЦОС ФСБ.
Тем не менее, примерно через час после этого заявления в эфире НТВ выступил начальник оперативно-розыскного управления ФСБ Иван Миронов. По его словам, показания Гочияева опровергает другой подозреваемый в терактах - Адам Деккушев, который бвл задержан в Грузии и экстрадирован в Россию.
"Чеченские террористы и, в первую очередь, лица, которые работали с Гочияевым, сейчас изобличаются самим Деккушевым как активные исполнители совершенных взрывов", - заявил Миронов.
Он подчеркнул, что речь идет о лицах, которые готовили состав взрывчатой смеси, доставляли ее в столицу и "сами активно использовали свои возможности для того, чтобы эти взрывчатые вещества заложить в нескольких домах в Москве".
В продемонстрированных НТВ кадрах допроса Деккушев признал, что взрывчатка, предназначавшаяся для взрывов жилых домов, была загружена на автомашину "КамАЗ" и доставлена "на базу в Кисловодске".
"Дальше пришел Батчаев - он должен был груз забирать - остальное надо было где-нибудь взорвать. Война в Дагестане была, и войска подходили к Чечне, и война могла быть и в Чечне", - сказал Деккушев. Он признал также, что указание взрывать дома давал арабский наемник Абу Умар, который позже был ликвидирован российскими спецслужбами в Чечне.