"Российская газета", официальное печатное издание правительства России, опубликовала подборку материалов из уголовных дел, возбужденных по факту аварии подводной лодки "Курск". Эти материалы свидетельствуют о многочисленных нарушениях, которые были допущены при организации учений, в ходе подготовки субмарины к плаванию и при проведении спасательной операции.
Узнайте больше в полной версии ➞По утверждению газеты, нарушения были допущены при ремонте и погрузке на лодку практической торпеды, взрыв которой правительственная комиссия по расследованию катастрофы назвала причиной аварии. Кроме того, экипаж "Курска" не имел опыта обслуживания торпед такого типа, а двое матросов-торпедистов не прошли в полном объеме курс боевой подготовки. В целом личный состав был не в полной мере подготовлен к эксплуатации и боевому применению торпеды.
Как пишет "Российская газета", в ходе расследования было установлено, что многие отчетные документы, касающиеся подготовки экипажа "Курска", вызывают сомнения в своей подлинности. Как значится в заключениях экспертизы, эти документы "содержат подписи должностных лиц, отличающиеся от выполненных ранее других подписей этих же лиц".
Как показало расследование, аварийный буй "Курска" не всплыл после аварии по той причине, что просто не мог сработать - при его окончательной сборке по халатности не были сняты технологическая заглушка и предохранительная чека. Следствием был сделан вывод, что в момент катастрофы "штатное изделие связи находилось в состоянии, не обеспечивающем возможность отдачи от подлодки выпускного аварийно-информационного устройства и передачи им информации о катастрофе".
По утверждению "Российской газеты", не была подготовлена спасательная операция. Ее план был разработан с многочисленными недостатками, подписан и утвержден не теми должностными лицами флота, которые по своему служебному положению должны были это сделать.
При проведении спасательной операции также были допущены многочисленные нарушения. По итогам расследования был сделан вывод о плохом техническом состоянии подводных аппаратов и спасательных судов, а также невысоком профессиональном уровне членов экипажей и руководителей спасательной операции.
При всем при том, как говорится в заключении комиссии по расследованию, все эти нарушения "причиной катастрофы не явились", а потому уголовное дело в отношении ответственных должностных лиц заведено не было.
В заключение "Российская газета" приводит выдержки из двух итоговых документов, подготовленных в результате расследования аварии "Курска". Правительственная комиссия пришла к выводу, что взрыв компонентов топлива торпеды вызван протечкой пероксида водорода "через неплотности сварных швов или уплотнительных прокладок и возгоранием неметаллических материалов в кольцевом зазоре торпедного аппарата".
Между тем в заключении комплексной комиссионной взрывотехнической экспертизы, проведенной в Институте криминалистики ФСБ, говорится, что "конкретизировать механизм возникновения очага первичного импульса не представляется возможным".