Программа пилотируемых экспедиций на Международную космическую станцию (МКС) может быть заморожена из-за существенного недостатка в финансировании российских космических предприятий-участников программы. Об этом заявил в четверг по телефону агентству Reuters заместитель генерального конструктора ракетно-космической корпорации "Энергия", директор российской части программы по МКС, руководитель Научно-технического центра по испытаниям и управлению Валерий Рюмин.
Узнайте больше в полной версии ➞Как ранее сообщил телеканал РТР, в ближайшее время Россия может отказаться от взятых на себя и закрепленных межправительственным соглашением обязательств по строительству и эксплуатации МКС. На строительство кораблей "Союз" и "Прогресс" у корпорации "Энергия" нет денег.
По информации, полученной газетой "Труд", в настоящий момент в российских космических структурах обсуждается возможность перехода на "усеченный" режим эксплуатации МКС: экипажи должны будут работать на станции не постоянно, а прилетать на нее на некоторое время.
По данным газеты "Труд" и агентства Reuters, руководство российской части проекта МКС направило в американское космическое агентство NASA письмо, в котором обращается внимание американских партнеров на сложившуюся ситуацию.
В частности, утверждается, что ежегодное финансирование по сравнению с 1989 годом уменьшилось в сопоставимых ценах в 15 раз. Несмотря на то, что за последнее десятилетие было привлечено внебюджетных средств на сумму свыше 3,5 миллиарда долларов, денег существенно не хватает. У флагмана отрасли - РКК "Энергия" - имеются долги на сумму около миллиарда рублей. На выплаты по ним может не хватить всех запланированных бюджетных денег. Нет средств на изготовление кораблей для полетов на МКС, а также на участие в других международных и национальных программах.
Валерий Рюмин охарактеризовал нынешнее положение как безвыходное. По его словам, "в 1998-м Россия обязалась ежегодно запускать 6 грузовых «Прогрессов» и 2 пилотируемых «Союза». В 2001-м «грузовиков» было 5, в 2002-м - только 3, а на следующий год" можно будет "сделать лишь 2, чтобы поднять орбиту МКС и сохранить ее от падения на Землю. Что же касается «Союзов», то один корабль в производстве, а на второй денег нет". Цикл изготовления космического корабля - 2 года. Если в настоящее время не разместить заказ, то "в 2004-м вообще не на чем будет летать; именно поэтому и встал вопрос о том, чтобы временно приостановить постоянную эксплуатацию станции", - заявил Рюмин.
При этом Валерий Рюмин подчеркнул, что использовать вместо российских "Союзов" американские шаттлы невозможно по технологическим причинам. Как утверждает директор российской части программы МКС, шаттл может находиться в космосе не более трех недель, в то время как "Союз" постоянно пристыкован к МКС в течение полугода. Корабли "Союз" не только доставляют на станцию экипаж, но также могут быть использованы для экстренной эвакуации космонавтов.