Лидер партии "Яблоко" Григорий Явлинский, который участвовал в переговорах с захватившими Театральный центр на Дубровке террористами, утверждает, что они совершенно не были ориентированы на переговоры. Об этом он заявил в интервью радио "Свобода" 27 октября. Стенограмма интервью опубликована на сайте партии "Яблоко".
Узнайте больше в полной версии ➞По оценке Явлинского, террористам, которые с ним разговаривали, было по 21-22 года. "Это люди, у которых шик от того, что они сделали, перекрывал все. Они как бы достигли вершины своей "профессиональной" карьеры", - сказал он. Террористы ничего не могли сформулировать, продолжил лидер "Яблока". По его мнению, они не предполагали вступать ни в какие политические переговоры.
"У меня создалось впечатление, что они были запрограммированы на две вещи. Во-первых, совершить то, то что они совершили. И они были бесконечно удовлетворены тем, что это им удалось, они повторяли это каждые две минуты. И второе - они были запрограммированы на то, что им придется умереть, и это была бравада и такая почти радость, - рассказал Явлинский. - Они говорили: "Мы больше хотим умереть, чем вы - жить".
По его словам, террористы формулировали свое условие - прекратить войну в Чечне, но объяснить, каким образом это нужно сделать, не могли. Любые уточняющие вопросы вызывали у них "растерянность, раздражение и злобу". "Это молодые люди, не имеющие абсолютно никакого политического переговорного опыта", - отметил Явлинский. "Среди тех, с кем я разговаривал, не было человека, с которым можно было бы толком о чем-то разговаривать", - добавил он.
Он сообщил также, что, по словам террористов, у них был командующий, который принимает все решения за них. Но, по мнению лидера "Яблока", это был не Аслан Масхадов, хотя террористы говорили, что признают его как президента и могли бы выполнить его распоряжения.
В интервью радио "Свобода" Явлинский дал понять, что власти разрабатывали два возможных варианта урегулирования ситуации, в том числе и вариант пойти на частичные уступки террористам. В разработке одного из них принимал участие и Явлинский. Но проблема, по его оценке, была в том, что ни один, ни второй вариант не давал гарантий благоприятного исхода. При этом Явлинский заявил, что, имея на то полномочия, принял бы другое, "не силовое", а "пошаговое" решение и взял бы на себя ответственность. Но "это была принципиальная позиция президента, что государство не будет вести переговоров", заявил он.
Явлинский рассказал также, что согласовал решение пойти к террористам на переговоры с президентом России. После этого он прилетел в Москву из Томска, позвонил в оперативный штаб, где его проинструктировали, куда и как он должен подъехать. Лидер "Яблока" приехал в штаб, его начальник связался с террористами, которые сообщили Явлинскому, как он должен действовать дальше. Ему было поставлено условие: оружие с собой не брать и идти одному. Он согласился и пошел.
Комментируя выступление Владимира Путина после штурма, Явлинский заявил, что это выступление - одно из лучших, если не лучшее за политическую карьеру президента.