Как известно, в следующем году гражданам предстоит выбрать, где накапливать себе на пенсию - в Пенсионном фонде России, управляющей компании или негосударственном пенсионном фонде (НПФ). Ожидается, что ежегодные поступления на этот рынок составят 6-8 миллиардов долларов в год. При этом, по прогнозам Ъ, в первые годы реформы более 90% россиян останутся клиентами государственной системы. Такое положение дел, разумеется, не устраивает частные компании, и они решили исправить его путем проведения масштабной PR-кампании пенсионной реформы.
Узнайте больше в полной версии ➞Инициаторами этого проекта стали Конфедерация обществ потребителей (КонфОП) и управляющая компания "Тройка Диалог". "Сформирована общенациональная программа по информированию населения,- заявил президент УК 'Тройка Диалог' Павел Теплухин.- В ней участвуют управляющие компании, НПФ, общественные организации и благотворительные фонды". Цель этой программы - объяснить гражданам, что каждый из них имеет право выбирать между государственной и частной системами. По сведениям Ъ, участники проекта планируют выделить на PR-компанию порядка двух миллионов долларов. При этом предварительные расходы - на социальные исследования - уже составили, по разным оценкам, от 300 до 600 тысяч долларов.
"Мы ведем переговоры с рядом организаций,- заявил президент КонфОП Александр Аузан.- Переговоры еще не завершены, поэтому называть имена участников проекта пока преждевременно". Тем не менее уже известно, что к программе подключится ряд членов Национальной ассоциации пенсионных фондов (НАПФ). А это грозит проблемами с одновременным соблюдением интересов управляющих компаний и НПФ, ведь новая пенсионная система делает их прямыми конкурентами. Не говоря уже о том, что ситуация с участием НПФ в реформе остается подвешенной (Дума неоднократно откладывала рассмотрение соответствующего законопроекта). Впрочем, если единственная цель PR-кампании - увести клиентов у государства, то в этом НПФ и управляющие компании являются союзниками.
При этом не исключено, что частный PR-проект будет реализован не только одновременно, но и совместно с аналогичной кампанией, которую намерено провести государство. И борьба обещает быть острой - за 9 месяцев 2002 года Государственный Пенсионный Фонд России вложил в ценные бумаги 24 миллиарда рублей пенсионных накоплений. Напомним, что под PR пенсионной реформы был выделен специальный заем Всемирного банка на полтора миллиона долларов. Однако пока этот проект приостановлен; его возобновление намечено на следующий год. Сейчас частные компании проводят консультации с госструктурами с тем, чтобы избежать идеологических столкновений при проведении своих PR-кампаний. Таким образам, суммарные затраты только на информационное обеспечение реформы уже на первом этапе превысят 4 миллиона долларов.