Государство должно брать на себя только те обязательства перед гражданами, которые способно реально исполнить. Об этом заявил в интервью газете "Коммерсант" заместитель руководителя Администрации президента РФ Дмитрий Козак, комментируя законопроекты по реформе власти, которые глава государства внес в Госдуму 4 января.
Узнайте больше в полной версии ➞Проекты законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", а также "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ" были разработаны специальной комиссией, которую возглавляет Козак. Нижняя палата начнет их обсуждение 15 января.
Козак сообщил, что изложенные в законопроектах принципы организации власти на местах исходят из фактических возможностей экономики страны и определяют полномочия субъектов по расходованию бюджетных средств.
"В эти полномочия федеральный центр законодательно вмешиваться не имеет права. И финансироваться они должны только за счет региональных и местных бюджетов", - подчеркнул Козак.
По его словам, "если субъект может лучше распорядиться средствами налогоплательщика для предоставления квартир ветеранам труда, значит, эти средства вместе с полномочиями необходимо сконцентрировать на уровне субъекта РФ. Это будут его собственные полномочия".
Так, по замыслу разработчиков законопроектов, средства, которые сейчас расходуются из бюджетов различных уровней на содержание начальных и средних профессиональных образовательных учреждений, должны быть переданы в полное распоряжение субъектов РФ в виде собственных доходных источников их бюджетов.
В то же время, согласно проектам законов, ни мэр, ни губернатор не имеют права отказаться от делегированных им государственных полномочий, которые должны финансироваться исключительно за счет вышестоящего бюджета. "Кто заказывает музыку, тот и должен платить", - сказал Козак. По его словам, "не исполнять можно только тот закон, который судом признан противоречащим закону вышестоящего уровня или Конституции".
"Сейчас конфликт мэра, избранного населением, с представительным органом местного самоуправления нередко приводит к тому, что депутаты принимают поправки в устав и упраздняют выбранного мэра", - отметил Козак.
В связи с этим он предлагает законодательно закрепить положение, по которому внесенные в устав изменения, повлекшие изменения структуры органов местного самоуправления, вступают в силу только после истечения срока полномочий этого представительного органа.
"Главное, чтобы местное самоуправление не осталось красивым лозунгом, а стало и реальным институтом гражданского общества, и способом осуществления публичной власти, и обладало бы всеми теми качествами, которыми оно обладает во всех цивилизованных странах", - сказал Козак.
По его словам, "мы должны исходить из презумпции политической мудрости и ответственности перед гражданами всех уровней власти, а не только федеральных властей".