В конце марта 2003 года правительство Российской Федерации сделает стратегический выбор между проектами строительства экспортного нефтепровода для транспортировки сибирской нефти в Китай либо в Японию, сообщает РИА "Новости".
Узнайте больше в полной версии ➞Сухопутный проект прокладки нефтепровода Ангарск-Дацин длиной в 2400 километров обсуждается с 1998 года. Инициатором его разработки был "ЮКОС", который даже получил гарантии китайской стороны о закупке нефти в случае постройки нефтепровода и предоставлении Китаем долгосрочных кредитов для сооружения российского участка.
Реализация этого проекта стоимостью в 1,7 миллиарда долларов позволила бы поставлять Китаю до 20 миллионов тонн нефти ежегодно. В перспективе проект предполагает возможное увеличение пропускной способности трубы до 30 миллионов тонн в год, которые Китай готов закупать у России.
Проект нефтепровода Ангарск-Находка протяженностью 3765 километров является совсем новым. Он предложен государственной компанией "Транснефть". Этот проект предусматривает, кроме прокладки собственно трубопровода, строительство нефтеналивных терминалов для приема танкеров вместимостью до 300 тысяч тонн. Плановая эффективность трубопровода составляет 50 миллионов тонн в год.
Напомним, что план действий между Японией и Россией, подписанный в ходе недавних переговоров японской правительственной делегации с правительством Михаила Касьянова, предусматривает поставки российской нефти через Находку. Однако, в отличие от Китая, японская сторона пока не предоставила четких гарантий по долгосрочному импорту нефти.
Кроме того, по предварительным расчетам Минэнерго России, нефтепровод из Ангарска до Находки окупится лишь в том случае, если не только Япония, но и Южная Корея с Тайванем будут стабильно покупать российскую нефть.
По мнению аналитиков, намерения японского бизнеса получать нефть из России обусловлено сложной военно-политической ситуацией в бассейне Персидского залива. Более 55 процентов нефти Япония импортирует именно оттуда. В случае стабилизации положения в этом регионе перспективы для России будут неоднозначны.
Заместитель главы МИД России Александр Лосюков комментирует ситуацию так: "Проект с Китаем более продвинут, и уже вложены ресурсы в его технико-экономическое обоснование, тогда как нефтепровод Ангарск-Находка дал бы возможность создать выгодную для России конкуренцию среди потребителей".
"В России, - подчеркнул Лосюков, - взвешивают плюсы и минусы обоих проектов. Это надо сделать очень быстро и приступить к практической реализации".