Американский "Солярис" вышел на российские экраны

20 января на экраны российских кинотеатров вышла фантастическая драма "Солярис"( Solaris), снятая американским режиссером Стивеном Содербергом(Steven Soderbergh). Фильм является экранизацией одноименного романа Станислава Лема и ремейком культового фильма Андрея Тарковского. Роль психолога Криса, которую когда-то играл Донатас Банионис, исполнил Джордж Клуни(George Clooney), а образ Натальи Бондарчук в новой картине примерила Наташа МакЭлоун(Natascha McElhone). В целом, можно сказать, что Содербергу удалось снять интересный глубокий фильм, выбивающийся из голливудского стандарта.

Главное во время просмотра не заниматься игрой "Найди десять отличий". "Солярис" Содерберга просто снят по тому же материалу, что и фильм Тарковского - не более того. Конечно, американский режиссер несколько раз цитирует своего легендарного коллегу. Это проявляется и ракурсах съемки, и в атмосфере, и в обращении к шедеврам живописи - так если Тарковский в финальной мизансцене использовал картину "Возвращение блудного сына" Рембрандта, то Содерберг в этом же месте выстроил кадр по "Сотворению Адама" Микеланджело.

И все же, надо попытаться воспринять новый вариант "Соляриса", как абсолютно автономное произведение искусства. И тогда станет ясно, что это вполне серьезная попытка перевести на язык кино знаменитый роман Лема. Содерберг, как и в свое время Тарковский, серьезно переделал литературную основу. Но, если Андрей Арсеньевич ввел в свою картину линию "Крис-родина-отец", то Стивен решил сосредоточить пристальное внимание на изначальных взаимоотношениях Криса и его жены. Содерберг добавил в фильм всю историю их связи - от первого знакомства до трагической смерти героини, покончившей жизнь самоубийством.

В целом же сюжет "Соляриса" остался неизменным. Психолог Крис отправляется на космическую научную станцию, находящуюся на орбите планеты Солярис. Компания, финансирующая экспедицию, вынуждена пойти на этот шаг в связи с непонятными событиями, творящимися на корабле - оттуда приходят сбивчивые невразумительные видеограммы, отключен центральный компьютер, обеспечивающий связь с внешним миром. Прибыв на станцию, Крис обнаруживает, что половина экипажа мертва, а те, кто жив, находятся на грани нервного срыва. Но вскоре психолог начинает понимать природу тягостной атмосферы, царящей на борту - пока ученые изучали Солярис, планета изучала их, выхватывая из сознания людей самые яркие образы и материализуя их. Фантомом Криса становится его погибшая жена...

В своей новой работе Содерберг как бы вернулся на много лет назад - в его первых картинах, например в "Секс, ложь и видео", актеры не просто произносили заученный текст, а размышляли прямо во время сцены. Слова рождались у персонажей в результате сложной душевной работы. Нечто подобное происходит и в "Солярисе". Клуни, наконец-то, сбросил с себя маску ироничного плейбоя и предстал перед зрителем тонким глубоким актером, умеющим воплощать на экране сложный психологический рисунок. В некоторых ракурсах он даже похож на Баниониса, хотя вряд ли это было сознательное намерение режиссера.

"Солярис" Тарковского шел почти три часа, Содерберг сумел уложиться в полтора. Но при этом он умудрился сохранить тягостную, разреженную атмосферу, прописанную в романе. Единственный большой недостаток в его работе - это последняя фраза фильма, явно добавленная в угоду продюсерам. Судя по всему, они побоялись, что американские зрители не поймут открытого финала, и решили пояснить - "все кончилось хорошо!".

Кстати, Донатас Банионис и Наталья Бондарчук посмотрели американский "Солярис" еще до выхода картины в широкий прокат. Их оценки работы Содерберга оказались очень высокими.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше