Культура
15:06, 2 апреля 2003

Стивен Долдри показал всю жизнь женщины в одном дне

3 апреля на экраны российских кинотеатров выходит один из самых ярких фильмов этого сезона "Часы"(The Hours). Режиссеру Стивену Долдри(Stephen Daldry), прославившемуся картиной "Билли Эллиот", удалось собрать уникальный актерский состав - Николь Кидман(Nicole Kidman), Джулианна Мур(Julianne Moore), Мэрил Стрип(Meryl Streep), Эд Харрис(Ed Harris). Драматург Дэвид Хэйр написал блестящий сценарий по знаменитому одноименному роману Майкла Каннингема. Композитор Филипп Гласс своей музыкой создал фантастическую щемящую атмосферу. Каждый из компонентов "Часов" вполне заслуживал "Оскара", но американская киноакадемия решила иначе - приз получила только Николь Кидман.

Узнайте больше в полной версии ➞

В 1998 году Майкл Каннингем написал роман "Часы", являющийся сложной вариацией на тему знаменитого произведения Вирджинии Вульф "Миссис Дэллоуэй". В том же 1998 году "Часы" были удостоены двумя престижными литературными премиями - Пулицеровской и Фолкнера, так же, по мнению многих влиятельных критиков, роман стал лучшим произведением года.

"Часы" состоят из трех параллельных сюжетных линий - в 20-е годы Вирджиния Вульф составляет план будущего романа "Миссис Дэллоуэй", в 50-е молодая женщина читает этот роман и соотносит его содержание со своей жизнью, и в наши дни героиня пытается организовать вечеринку в честь умирающего от СПИДа поэта. Сложная поэтичная композиция привлекла внимание Стивена Долдри. Он посчитал, что "это идеальная структура для создания кинополотна". "Вся жизнь женщины в одном дне, и один день, как отражение всей жизни" - эта фраза Вирджинии Вульф стала ключом к фильму.

Долдри опытнейший театральный режиссер - на его счету более ста постановок в Английском Королевском Театре. Поэтому в отличие от обычной голливудской продукции, где главным действенным началом является текст, в "Часах" главное происходит между репликами героев - движение глаз, глубокий вздох, мимолетная улыбка здесь важнее хлестких фраз. Стивену часто интереснее не тот персонаж, который говорит, а тот, кто его воспринимает.

Чтобы до конца оценить фильм, его нужно посмотреть несколько раз, иначе невозможно до конца понять сложнейшую структуру, придуманную сценаристом и режиссером. Каждая сцена картины, как в зеркале отражается в каждом временном слое. Темы и мысли перетекают из линии в линию, претерпевая причудливые трансформации и развития. А тончайшая игра всех без исключения актеров позволяет донести до зрителя все нюансы авторской идеи. Право было жюри Берлинского кинофестиваля, присудив "Серебряный медведь" всему женскому составу картины - выделить лучшую из них не представляется возможным.

< Назад в рубрику