В Мосгорсуде начался процесс по делу чеченца Заурбека Талхигова, обвиняемого в пособничестве террористам, захватившим Театральный центр на Дубровке. Как пишет ежедневная газета "Коммерсант", обвинение утверждает, что Талхигов связывался с боевиками по телефону и передавал им сведения о расположении бойцов спецназа и бронетехники. Судебный процесс проходит в закрытом режиме, потому что в деле есть материалы, засекреченные ФСБ, поясняет газета.
Узнайте больше в полной версии ➞Талхигов оказался единственным подсудимым по делу о захвате заложников "Норд-Оста", все остальные террористы, напомним, были убиты во время штурма.
Мать подсудимого Тамара Талхигова заявила "Коммерсанту", ее сын никогда не поддерживал боевиков. По ее словам, с началом первой войны в Чечне (в 1995 году) она и ее дети сразу же уехали в Дагестан,и вернулись только после окончания военных действий. В период пребывания у власти Аслана Масхадова Заурбек, по словам его матери, также не был связан с сепаратистами - он лишь торговал аудиозаписями на рынке. А в 1999 году уехал в Ленинград - там он занимался поставками мяса.
В Москву же, по уверения Тамары Талхиговой, Заурбек приехал по делам - договариваться об очередной партии мяса. А к Театральному центру Заурбек пошел лишь потому, пояснила журналистам его мать, что депутат Госдумы Асланбек Аслаханов призвал чеченцев организовать живое кольцо вокруг "Норд-Оста", "чтобы все обошлось без крови".
Между тем, как пишет газета, следствие утверждает, что Талхигов, прибыв на Дубровку через несколько часов после того, как смертники Мовсара Бараева захватили театр, оказался возле группы голландских тележурналистов и познакомился с гражданином Голландии Олегом Жировым. Тот разговаривал со своей женой, попавшей в заложники. Заурбек якобы предложил Жирову поговорить с Бараевым и добиться освобождения его супруги. Тогда Жиров передал Талхигову трубку, и тот попросил женщину передать ее кому-нибудь из боевиков. Но вместо разговора об освобождении заложницы, он, по данным следствия, стал передавать бараевцам сведения о перемещении спецназа, расположении снайперов и бронетехники. Как пишет газета, в деле есть распечатки этих переговоров.
По сведениям издания, через полтора часа после происшествия сотрудники спецслужб задержали Талхигова. Его обвинили "в пособничестве терроризму и захвате заложников" (статьи 30, 205 и 206 Уголовного Кодекса Российской Федерации). В феврале 2003 года ему предъявили окончательное обвинение, и после ознакомления обвиняемого с материалами дело было передано в Мосгорсуд.
Как уточняет "Коммерсант", суд уже допросил некоторых свидетелей - в частности, корреспондента еженедельной американской газеты Sunday Times Марка Франкетти, находившегося рядом с Талхиговым во время его переговоров с боевиками. По словам журналиста, Заурбек Талхигов помог ему организовать интервью с Мовсаром Бараевым. "У меня сложилось впечатление, что он не связан с боевиками, а работал на ФСБ", - добавил Франкетти.
Добавим, что адвокат Талхигова Олег Панкратов заявил суду, что его подзащитный "действительно пытался втереться в доверие к боевикам", но только для того, чтобы добиться уступок для заложников. "А сведения, которые он передавал Бараеву, были неточные, – сказал адвокат газете. – Ведь Заурбек просто физически не мог усмотреть за передвижениями спецназовцев, так как стоял все время за оцеплением".
Напомним, в российских СМИ неоднократно появлялись сообщения о том, что задержаны те или иные люди, подозреваемые в пособничестве Мовсару Бараеву. Сообщалось также, что по меньшей мере 12 боевиков Бараева еще остаются на свободе. Однако позже это сообщение было опровергнуто, а задержанные отпущены.
А в мае 2003 года недавно в печати появились сообщения о том, в Чечне были задержаны две женщины - предполагаемые вербовщицы шахидок из отряда Бараева. На следующий день интернет-издание "Полит.Ru" сообщило, что женщины были обычными мирными жительницами Чечни, однако официально эта информация не была подтверждена. Однако вскоре информационное агентство "Интерфакс" сообщило, что на село, где были задержаны женщины, напали боевики. По данным информагентства, боевики требовали освободить задержанных.