В субботу президент Белоруссии Александр Лукашенко дал интервью в прямом эфире авторской программы Александра Герасимова "Личный вклад" на телеканале НТВ.
Узнайте больше в полной версии ➞Это интервью стало первым после того, как 8 июля решением правительства республики Беларусь был закрыт минский корпункт российского телеканала. В конце июня из Белоруссии был депортирован собственный корреспондент НТВ Павел Селин, которого местные власти лишили права въезда на территорию республики сроком на пять лет.
Причиной столь жестких решений стало необъективное, по мнению белорусской стороны, освещение Селиным похорон белорусского писателя Василя Быкова, скончавшегося 23 июня. В репортаже, подготовленном корреспондентом НТВ из Минска, сообщалось, что официальные власти Белоруссии чинили препятствия проведению траурной церемонии.
В ходе субботнего интервью, посвященного в основном проблемам взаимоотношений между российским бизнесом и белорусским правительством, Александр Герасимов задал президенту Лукашенко ряд вопросов, касавшихся отношений между НТВ и официальным Минском.
В частности, белорусский президент согласился с ведущим программы, что в сложившемся конфликте обе стороны, возможно, "погорячились". "Не бывает же движения только с односторонним движением. Кто-то вперед больше заехал в этом, кто-то отстал", - таким образом Лукашенко прокомментировал действия своей администрации и руководства НТВ.
На вопрос Герасимова о том, кто именно принимал решение о лишении телеканала НТВ аккредитации в Белоруссии, Лукашенко ответил так: "Если я скажу, что я не знал, это не я, ради бога, это какой-то Новицкий (бывший премьер-министр Белоруссии - Лента.Ру), который ушел – это было бы неправдой".
В то же время президент Лукашенко еще раз подчеркнул, что в ситуации с освещением похорон Василя Быкова и в дальнейшей своей реакции на критику со стороны официального Минска руководство НТВ, по его мнению, вело себя неправильно и должно принести свои извинения.
Тем не менее, на вопрос Герасимова о том, не пора ли обеим сторонам конфликта забыть старое и начать строить новые отношения, Лукашенко сказал: "Действительно, надо смотреть вперед. И я готов смотреть вперед, и наши люди, и наше государство, и наше руководство готовы смотреть вперед, учитывая ошибки прошлого".
Отвечая на вопросы ведущего телеканала относительно своего личного отношения к Василю Быкову, Лукашенко заметил, что всегда с уважением относился к писателю и даже упомянул, что за несколько месяцев до его смерти оказал Быкову некую личную услугу, хотя и не стал пояснять, о чем идет речь.
"Я нигде, никогда плохо о Василии Владимировиче не говорил. Меня как Бог хранил. Сколько меня ни провоцировали на это, я говорил, что он талантливый, великий человек. Но, к сожалению, это человек, который не приемлет ту политику, которую сегодня Лукашенко проводит в Белоруссии".
В частности, считает Лукашенко, Быков не мог простить ему три вещи: победу на президентских выборах, введение в Белоруссии русского языка в качестве второго государственного и курс на сближение с Россией.
Александр Лукашенко также добавил, что, по его мнению, Василь Быков прожил бы дольше, если бы, испытывая необходимость в лечении, обратился к местным, белорусским врачам, а не ездил бы лечиться к специалистам из Чехии, Германии и Финляндии.