Депутат Госдумы Владимир Юдин, известный тем, что инициировал дело одного из руководителей нефтяной компании "ЮКОС" Платона Лебедева, вновь направил депутатский запрос в Генпрокуратуру. Как сообщает в четверг газета "Коммерсант", теперь он просит рассмотреть законность приватизации АО "Роспан Интернешнл" и участия в ней "ЮКОСа" и НГК "Итера".
Узнайте больше в полной версии ➞Генпрокуратура через своих официальных, но анонимных представителей подтвердила изданию, что запрос к ним поступил и проверка по нему уже начата. Между тем, по сведениям "Коммерсанта", компанию никогда не приватизировали.
ЗАО "Роспан Интернешнл" (Ямало-Ненецкий АО) было создано РАО "Газпром" в 1992 году. ЗАО владеет лицензиями на разработку ачимовских залежей Ново-Уренгойского и Восточно-Уренгойского месторождений (запасы – 950 миллиардов кубических метров газа и 180 миллионов тонн газового конденсата). В 1999 году "Газпром" продал по номинальной стоимости контрольный пакет "Роспана" структурам, близким к группе компаний "Итера", – ЗАО "СТИ-Сигма" и ООО "Ланка-Промкомплект" с обязательством погасить долги "Роспана" в 3 миллиарда рублей. В 2000 году в ЗАО было введено внешнее управление, а затем конкурсное производство. В 2001 году "ЮКОС" приобрел у "Итеры" акции "Роспана", а в начале 2002 года контролировал уже 100 процентов акций ЗАО. Кредиторскую задолженность предприятий скупили структуры ТНК. После серии судебных разбирательств и силовых конфликтов ТНК приобрела у ЮКОСа 44 процента акций "Роспана", у "ЮКОСа" осталось 56 процентов акций. 2 декабря 2002 года Московский арбитражный суд утвердил мировое соглашение "Роспана" с кредиторами. С января ТНК по договору с "ЮКОСом" является управляющей компанией "Роспана".
В своем запросе депутат Юдин характеризует деятельность НГК "Итера" на "Роспане" в 1999-2000 годах как "неумелое ведение производства и беспечное отношение к вверенному предприятию", саму операцию, в результате которой контроль над "Роспаном" получила ТНК, – "совместным выводом активов МЭК "Итера" и НК ЮКОС". "Газпром" называется "государственной компанией", а запасы углеводородов под контролем "Роспана" оцениваются в сумму от 1,2 до 44 миллиарда долларов.
В заключение депутат констатирует, что "хитрые схемы", по которым "Итера" и ЮКОС лишили "Газпром" активов "Роспана", нуждаются в "правовой оценке" Генпрокуратуры. Ущерб государства в истории с "Роспаном" депутат оценивает минимум в "1 миллиард рублей налогов". А сам "Роспан", по его мнению, должен вернуться в ведение "Газпрома", то есть государства. К этому, говорится в письме, "есть все юридические и политические основания".
Письмо депутата Юдина имело скандальную предысторию, пишет "Коммерсант". Именно такой "депутатский запрос" от имени Юдина отправил в июле президенту компании "ЮКОС-ЭП" Юрию Бейлину юрист ООО "ПК "Запсибресурс" Игорь Гилев, двоюродный брат помощника депутата Алексея Гилева. Тогда официальные представители депутата заявили, что среди проектов запросов их руководителя ничего подобного нет, а Алексею Гилеву, если он был соавтором письма о "Роспане", "грозят большие неприятности".
Однако, был ли наказан Алексей Гилев, неизвестно. Игорь же Гилев был уволен из "Запсибресурса" и подал в суд на "ЮКОС" и его руководителя Михаила Ходорковского, считая причиной своего увольнения их "противозаконную деятельность". В иске Игорь Гилев назвал "сопроводительное письмо", представлявшее собой проект депутатского запроса Юдина, "фальсифицированным". По сведениям "Коммерсанта", текст нынешнего письма в Генпрокуратуру не отличается от "фальшивки".
Комментируя новый депутатский запрос Юдина, пресс-секретарь "ЮКОСа" Александр Шадрин сообщил корреспонденту "Коммерсанта", что он стал десятой по счету официальной претензией властей к компании, объявленной с момента ареста Платона Лебедева, и может стать восьмым возбужденным уголовным делом. "Нам жаль, что депутат вслед за своими помощниками не избежал искушения использовать правовой нигилизм Генпрокуратуры для решения личных и, похоже, корыстных проблем", – заявил он. Кроме того, продолжает газета, с мнением депутата, не согласилась ни одна из компаний, имевших отношение к "Роспану". Все они считают, что сделка была "юридически безупречной".
Между тем "Коммерсанту" пока не удалось получить официального подтверждения факта отправки депутатского запроса.