В ближайшее время в России может быть прекращено производство коньяка, портвейна и шампанского. Причиной этого стало недавнее решение Европейского Союза восстановить эксклюзивные права на использование "географических" названий продуктов 41 наименования. В число указанных ЕС названий попали коньяк, шампанское и портвейн, сообщает интернет-издание "Газета.ру".
По мнению представителей Евросоюза, согласованные ими наименования продуктов могут быть признаны всемирно известными и потому нуждаются в защите со стороны Всемирной торговой организации. Рассмотрение вопроса защиты продуктовых брэндов будет обсуждаться на предстоящей сессии ВТО, которая начнется 10 сентября в Канкуне.
Частое использование "географических" названий товаров в третьих странах для обозначения вида продукции в целом не только негативно влияет на репутацию производителей оригинального продукта, но и существенно сужает возможности для его продажи в других странах, убеждены в Евросоюзе.
В отличие от торговой марки или брэнда, которые могут быть локализованы на любой территории, "географический" брэнд эксклюзивен в силу своего территориального происхождения и не должен использоваться для обозначения похожих продуктов, произведенных в другой местности, считают европейские чиновники. ЕС намерен также разработать список возможных трансформаций данных географических названий в других языках, с тем чтобы предотвратить возможность их использования для производства товаров на местных рынках.
По словам европейских чиновников, стремление защитить "географические" бренды продиктовано не протекционизмом, а справедливостью. Например, ЕС не может продавать пармскую ветчину в Канаде из-за того, что название "пармская ветчина" на территории этой страны зарегистрировано на местного производителя.
Идея введения глобальной защиты некоторых европейских товаров вызывает неприятие у ряда крупных членов ВТО, особенно у США. Американцы считают подобные инициативы Евросоюза ничем иным, как стремленим снизить конкуренцию со стороны производителей из других стран. Противники законодательной защиты "географических" брэндов говорят, что во многих странах эти названия стали общими для всех продуктов подобного вида и способа производства и поэтому не подлежат запрету на использование.
В случае, если список ЕС будет принят ВТО, России, которая рассчитывает вступить в эту организацию в 2004 году, придется отказаться от использования привычных для многих названий алкогольных напитков.