Число россиян, охотно покупающих отечественные товары, с 1993 года выросло в полтора раза. Как пишет ежедневная газета "Ведомости" в номере от 22 сентября 200 года, таковы результаты исследований, проведенных рекламным агентством "Родная речь". По словам Юлии Аркеловой, директора агентства по стратегическому планированию, это означает, что в России настало благоприятное время для создания новых сильных марок товаров, при рекламе которых следует обращаться к русским ценностям. Однако с выводами "Родной речи" согласны не все маркетологи.
Узнайте больше в полной версии ➞Как пишет газета, агентство "Родная речь" было сформировано летом 2002 года на базе отделения D'Arcy - одного из крупнейших международных сетевых рекламных агентств. "Родная речь" унаследовала большинство российских клиентов D'Arcy - Mars, Efes, "Майский чай". Именно D'Arcy в 1993 году исследовало отношение россиян к западным и российским ценностям, товарам и брэндам.
Тогда D'Arcy разделило опрошенных на пять типов - "купцы", "казаки", "бизнесмены", "студенты" и "русские души". Как напоминает газета, "купцами" были названы консерваторы, склонные покупать только проверенные товары, в том числе и российские; "казаками" - активные и предпочитающие отечественные товары граждане; "бизнесменами" - активные, но не любящие российские товары. "Студенты" - пассивные, но к отечественным товарам относящиеся плохо. А "русские души", по определению агентства, - это те, не уверены ни в чем и не могут выбрать между западными и российскими товарами. "Купцов" и "казаков" в первом исследовании оказалось 48 процентов, "бизнесменов" и "студентов" - примерно четверть и еще столько же - "русских душ".
По информации издания, спустя 10 лет картина изменилась. Из двух тысяч москвичей и жителей других городов, опрошенных "Родной речью", только 10 процентов не смогли сказать, какие товары, по их мнению, лучше - российские или западные. "Купцов" среди россиян оказалось больше всех - 40 процентов, "казаки" - на втором месте. По данным агентства, скорее патриотами, чем космополитами, себя называют на 15 процентов больше людей, чем 10 лет назад.
Многие бизнесмены придерживаются мнения, сходного с результатами исследований "Родной речи". Как заявил газете Александр Панько, директор по маркетингу компании "НКА-Груп", продающей компьютеры iRU, один из выводов исследования подтверждает опыт его компании, которая за год сумела продвинуть марку ноутбуков iRU в пятерку наиболее продаваемых в своей категории.
Между тем маркетологи выражают сомнение в достоверности выводов экспертов "Родной речи". По словам гендиректора маркетингового агентства "КОМКОН" Елены Коневой, данные "Родной речи" не подтверждаются данными "КОМКОНа". Как заявила газете гендиректор агентства, едва ли возможно, чтобы более половины россиян были готовы покупать более качественные товары отечественного производства. По ее словам, опрос, проведенный "КОМКОН" сразу после кризиса 1998 года, показал, что граждане России твердо убеждены: российские автомобили или бытовая техника никогда не будут лучше иностранных.