Россия
15:40, 22 октября 2003

Голоса российских избирателей оценили в 1,8 миллиарда долларов

Эксперты консалтинговой компании ФБК утверждают, что предстоящие выборы в Госдуму обойдутся партиям и кандидатам-одномандатникам в 1,8 миллиарда долларов, причем большую часть этих средств участники кампании потратят нелегально. Об этом сообщает газета "Ведомости" в материале, опубликованном в среду.

Узнайте больше в полной версии ➞

Издание напоминает, что в думских выборах 7 декабря могут принять участие 32 партии и избирательных блока. Размер избирательного фонда по закону не может превышать 8,1 миллиона долларов, а легальные расходы всех допущенных к выборам партий - 259,2 миллиона доларов.

Однако аналитики ФБК полагают, что на самом деле партии потратят на выборы 980 миллионов долларов, то есть почти в четыре раза больше, чем разрешает закон. Эксперты подсчитали, что думские агитаторы израсходуют в среднем по 8,5 доллара на избирателя.

По словам директора департамента ФБК Игоря Николаева, в развитых странах "обработка" электората стоит дешевле. Например, на парламентских выборах в Канаде в 2000 году на каждого избирателя все кандидаты потратили по 2,7 доллара, во Франции в 2002 году - по 3 доллара, а в Великобритании в 2001 году - по 5,8 доллара.

Прайс-лист предвыборных трат кандидатов в российскую Думу ФБК приводит в своем докладе "Экономическая цена выборов". В нем указано, что сбор и проверка подписей обойдутся каждой партии в 150 тысяч долларов, размещение плакатов - в 4,5 миллиона, рекламные щиты - в 1,8 миллиона, рассылка писем избирателям - в 14 миллионв, оплата работы региональных агитаторов обойдется в 5,8 миллиона, а запуск "управляемых слухов" - в 0,8 миллиона долларов. Еще 16,8 миллиона ФБК отнесла на "прочие расходы", в том числе "откаты" от подрядчиков партийным менеджерам, оплачиваемые из бюджета партий.

Средний предвыборный бюджет одной партии составит, по оценке ФБК, 49 миллионов долларов, а максимальный - 58,2 миллиона. Рассчитанные аналогичным образом расходы типичного одномандатника достигнут 362 тысяч долларов (в крупных городах - 845 тысяч), при том что легально кандидаты могут потратить на свою кампанию не более 193 тысяч 400 долларов.

< Назад в рубрику