Северо-Кавказский окружной военный суд начал рассмотрение дела четырех спецназовцев ГРУ Генштаба России. Капитан Эдуард Ульман, лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин обвиняются в том, что в январе 2002 года убили шестерых мирных жителей Чечни, а майор Алексей Перелевский якобы отдал им такой приказ. Как сообщает сайт ежедневной газеты "ГАЗЕТА", по совокупности совершенного им грозит наказание гораздо более суровое, чем то, к которому за аналогичное преступление был приговорен полковник Юрий Буданов, - вплоть до смертной казни. Сами же обвиняемые утверждают, что имело место "непреднамеренное убийство", в котором "виноваты сами чеченцы".
Узнайте больше в полной версии ➞Как сообщает издание, подсудимые утверждают, что в начале 2002 года в Шатойском районе Чечни были замечены несколько крупных банд боевиков, и тогда перед подразделениями спецназа была поставлена задача блокировать бандитов в горах. С этой целью 11 января 2002 года разведгруппа 641-го отряда спецназа ГРУ из Новосибирска - капитан Эдуард Ульман, лейтенант Александр Калаганский и прапорщик Владимир Воеводин - высадилась в Шатойском районе Чечни у селения Дай. В задачу разведгруппы входило блокирование одной из дорог.
Вскоре на дороге, ведущей из Шатоя в Дай, спецназовцы заметили микроавтобус "УАЗ", в котором ехали пять мужчин и женщина. По словам командира группы Эдуарда Ульмана, на требование остановиться водитель машины увеличил скорость и попытался сбить одного из бойцов. Дверь машины внезапно открылась, и спецназовцам показалось, что сейчас по ним откроют огонь. Капитан приказал стрелять на поражение. По его словам, "сработал чисто профессиональный инстинкт".
Как сообщили следствию обвиняемые, документы были только у двоих из убитых. Капитан связался по рации со своим непосредственным начальником, заместителем командира 641-го отряда ГРУ майором Алексеем Перелевским. Тот якобы приказал уничтожить все следы происшедшего и продолжать выполнение боевой задачи, передислоцировавшись в другое место. Разведчики попытались подорвать автомобиль вместе с трупами чеченцев, а затем облили его бензином и сожгли. В отряд разведчики вернулись через двое суток - и были арестованы по обвинению в превышении должностных полномочий и умышленном убийстве, совершенном группой лиц по предварительному сговору. Сначала военная прокуратура взяла под стражу и майора Перелевского, обвинив его в подстрекательстве к убийству, однако потом он был отпущен под подписку о невыезде.
Версию потерпевшей стороны изложил изданию адвокат родственников погибших Абдулла Хамзаев. Именно он во время суда над полковником Будановым представлял интересы родственников чеченки Эльзы Кунгаевой и выиграл процесс). По словам Хамзаева, "в тот день в Шатое проходила конференция преподавателей районных школ, и в "уазике" в Дай возвращались сотрудники местной школы - директор и завуч, которые подвозили женщину-инвалида, крестьянина и лесника. Разумеется, у таких людей не было никакой причины игнорировать приказ спецназовцев остановиться, скорее наоборот".
По словам адвоката, разведчики просто прозевали "уазик", а затем выбежали на дорогу и стали стрелять ему вслед. Очередью был убит водитель и ранена женщина-инвалид, а остальных спецназовцы убили просто для того, чтобы не оставлять свидетелей.
Как передает сайт ежедневной газеты "Известия", "дело спецназовцев" слушается судом присяжных. 17 ноября было оглашено обвинительное заключение. Следующее заседание должно состояться 20 ноября - перерыв связан с жалобами на состояние здоровье майора Ульмана. Он - единственный из обвиняемых. находится под стражей. Кроме того, адвокаты спецназовцев ходатайствовали об ознакомлении с секретной директивой по боевому применению войск спецназа. Адвокаты утверждают, что их клиенты раскаиваются в совершенных убийствах.
Ранее за убийство мирной чеченки судили полковника Юрия Буданова. 25 июля 2003 года Северо-Кавказский окружной военный суд признал Буданова виновным в похищении и убийстве чеченки Эльзы Кунгаевой. Полковника лишили звания и наград и приговорили к десяти годам лишения свободы в колонии строгого режима.