Правозащитница, освобожденная некоторое время назад из китайской тюрьмы по ходатайству Белого дома, была в среду признана виновной в нелегальной передаче в Китай высокотехнологичных устройств двойного назначения, сообщает Associated Press.
Узнайте больше в полной версии ➞Гао Жан (Gao Zhan), родившаяся в Китае, но с 1989 года проживающая в США, признана виновной в продаже Китаю 80 микропроцессоров, которые могут быть использованы в устройствах военного назначения. Также ее вместе с мужем обвиняют в уклонении от уплаты налогов. Гао грозит до 10 лет тюрьмы, однако приговор может быть смягчен в случае, если она продолжит сотрудничество со следствием, которое в настоящее время пытается найти других людей, связанный c экспортом запрещенной техники в Китай.
Впервые внимание международной общественности Гао Жан привлекла к себе в 2001 году, когда ее по обвинению в шпионаже в пользу Тайваня арестовали китайские власти. Ее мужу - гражданину США и пятилетнему сыну вскоре позволили вернуться в Америку. Освобождение Гао стало возможно, отчасти, благодаря личному звонку Джорджа Буша китайскому лидеру Дзян Дземиню. После освобождения она вернулась в США и до весны 2002 года работала в вашингтонском университете.
Тем временем, по данным прокуратуры, с 1998 по 2001 год Гао Жан, выступая под фальшивым именем и от имени несуществующей компании, помогла китайскому правительству приобрести запрещенных к ввозу туда предметов на сумму более полутора миллионов долларов. Представляясь как Гэйл Хейтс (Gail Heights) она заказывала микросхемы и прочие высокотехнологичные продукты через подставную фирму Technology Business Services или University Services. Продавцу сообщалось, что фирма-заказчик работает с университетом Джорджа Мейсона в Фэйрфаксе, штат Виргиния.
Таможенные власти США обратили внимание на ее деятельность в 2000 году, когда компания-поставщик выяснила, что ее заказчик не имеет отношения к университету. Во время обыска в доме Гао были найдены контракты на поставку продукции с различными китайскими структурами, в частности, имеющими отношение к армии и оборонной промышленности. Обвинение доказало только один случай продажи, когда 12 июля 2000 года фирма Гао приобрела и передала в Китай 80 микропроцессоров. В рамках соглашения со следствием, правозащитница согласилась на изъятие властями 505 тысяч долларов, проходивших по сделке и дополнительно 89 тысяч - на уплату налогов и пеней.
Единственное, чего не могут пока понять американские власти, это почему официальный Пекин подозревал Гао Жан в шпионаже, если в течение нескольких лет до того она оказывала помощь китайским властям.