Распространение ядерных технологий началось не с Пакистана, а с Европы, и доктор Хан всего лишь воспользовался благоприятной возможностью, утверждают журналисты New York Times. Западные разведки знали, что утечка ядерных секретов продолжалась из Европы на протяжении десятилетий, несмотря на попытки контролировать экспорт запрещенных технологий.
Узнайте больше в полной версии ➞Многие ученые и компании, чьи имена оказались в списке поставщиков оборудования, материалов и технологий для ядерной программы Пакистана, хорошо известны в Европе, как специалисты по обогащению урана, который является основным компонентом для производства атомного оружия. Многие из этих людей уже понесли наказание за незаконное распространение ядерных секретов.
Несмотря на предупреждения собственных разведслужб о том, что Пакистану нельзя доверять, некоторые европейские правительства продолжали ему помогать в разработке ядерной программы, надеясь на получение выгодных контрактов в других отраслях экономики.
Кроме того, в европейских компаниях, занятых в атомной энергетике, была достаточно слабая система безопасности. Например, это касалось компании Urenco, созданной совместно Британией, Германией и Голландией для разработки центрифуг, с помощью которых можно было обогащать уран.
Компания рассылала подробную проектную документацию всем своим подрядчикам и даже компаниям, которые только собирались начать с ней сотрудничество. В частности, таким образом чертежи оказались в распоряжении голландской исследовательской лаборатории, в которой работал в середине 1970-х доктор Хан. Ему даже позволили несколько раз побывать на секретном предприятии Urenco в Альмело, хотя уже тогда было известно о ядерных амбициях Пакистана.
После того как доктор Хан вернулся на родину в конце 1975 года, уже обладая чертежами и списком поставщиков оборудования для строительства центрифуг, американская разведка предсказала, что он в скором времени начнет закупку компонентов, необходимых для обогащения урана, чтобы создать атомную бомбу.
Вскоре выяснилось, что поставки в Пакистан осуществляют те же ко мпании, что сотрудничают с Urenco, причем европейские коллеги и знакомые Хана выступали в качестве посредников в этих сделках. Немалую роль в этом сыграли и знакомства доктора Хана, которые он приобрел, обучаясь в Делфтском технологическом университете в бельгийском городе Льевене.
В дальнейшем в экспорте запрещенного оборудования и технологий в Пакистан были замечены бельгийские, швейцарские и немецкие фирмы. Некоторые сотрудники, непосредственно связанные с поставками, были приговорены к небольшим срокам тюремного заключения.