Очередной раунд переговоров между Россией и Таджикистаном о преобразовании российской 201-й мотострелковой дивизии в военную базу, завершившийся на днях в Душанбе, "не сдвинул вопрос с мертвой точки". Об этом ИТАР-ТАСС сообщил в четверг высокопоставленный представитель Министерства обороны России.
Узнайте больше в полной версии ➞"Таджикская сторона продолжает выдвигать требования, неприемлемые для России", - пояснил источник. Так, по его словам, в качестве предварительного условия создания военной базы Душанбе требует от Москвы списать государственный долг в 300 миллионов долларов, образовавшийся по линии торгово-экономического и военно-технического сотрудничества. Более того, таджикская сторона настаивает на выплате ей 50 миллионов долларов за функционирование оптико-электронного комплекса Космических войск России в Нуреке.
Кроме того, продолжил собеседник ИТАР-ТАСС, официальный Душанбе предлагает неприемлые для Москвы формулировки в тексте проекта соглашения о статусе базы. Так, он настаивает на следующем положении: "Президент Таджикистана в чрезвычайных ситуациях имеет право принимать на себя командование российской 201-й дивизией и использовать ее для защиты национальных интересов".
"Таджикские власти дошли до того, что считают своей собственностью все российские вооружения, технику и объекты инфраструктуры, размещенные в республике, - подчеркнул представитель Минобороны. - Руководство Таджикистана даже не разрешило нам временно перебазировать пять наших штурмовиков Су-25 из Душанбе в киргизский город Кант ко дню открытия там в октябре прошлого года российской авиабазы. В результате нам пришлось перегонять в Кант за тысячи километров боевые самолеты из России".
Источник также отметил, что Москва не намерена соглашаться с претензиями Душанбе на право распоряжаться имуществом 201-й дивизии и других российских частей, если руководство Таджикистана примет решение об их выводе из республики.
О намерении создать в Таджикистане военную базу российские военные заявили еще в 2001 году. А в 2003 году президент РФ Владимир Путин сообщил, что его таджикский коллега Эмомали Рахмонов поддержал эти планы. Однако вопрос о создании базы до сих пор не решен.