Уругвайский предприниматель Альфред Этчегарай организовал операцию по подъему затонувшего во время Второй мировой войны немецкого линкора "Адмирал граф Шпее", пишет газета "Газета". Линкор поднимут по частям, соберут и превратят в музей.
Узнайте больше в полной версии ➞Работы начались три месяца назад. Некоторые фрагменты корабля, который лежит на небольшой глубине, уже подняты на поверхность. Так недавно в ходе 14-часовой операции на поверхность был поднят один из трех дальномеров линкора, весом в 27 тонн.
Следующим этапом станет подъем со дна трех орудий "Шпее".
Работы усложняет штормовая погода, обычная для этого места. Из-за нее англичане не смогли сразу же после потопления снять с корабля новейшие для того времени приборы.
"Адмирал граф Шпее" (Admiral Graf Spee) был заложен в 1932 и спущен на воду в 1936 году. Его построили в рамках программы так называемых "карманных линкоров" - согласно Версальскому договору Германия не могла иметь больше шести кораблей в классе линкоров, а калибр орудий ограничивался 280 миллиметров.
Это был один из лучших боевых кораблей того времени. Например, он был оборудован уникальной системой управления огнем - для двух башен, в каждой из которых были установлены по три орудия главного калибра 280 миллиметров на "Графе Шпее" было три равноценных поста с дальномерами. Сравнение систем управления огнем со средствами английских тяжелых крейсеров демонстрировало полное превосходство немецких.
Всего до войны в Германии были построены три таких корабля - "Дойчланд", "Адмирал Шеер" и "Адмирал Граф Шпее". С первых дней войны два из них - "Шпее" и "Дойчланд", заранее прибывшие в Атлантический океан, начали охоту за судами союзников. Линкоры "поделили" океан на северную и южную части. "Дойчланд" вел охоту на севере, и провоевал до конца войны, а "Граф Шпее" занялся уничтожением англо-американского флота на юге.
К 13 декабря 1939 года, когда произошло знаменитое сражение у Ла-Платы, которое назвают первым морским боем Второй мировой войны, линкор потопил девять английских торговых судов общим водоизмещением около 50 тысяч тонн.
Утром перед началом боя немецкий корабль был замечен английским легким крейсером "Аякс", который вместе с крейсером "Ахиллес" и тяжелым крейсером "Эксетер" как раз занимался поисками карманного линкора.
"Адмирал граф Шпее" по огневой мощи превосходил все три английских корабля, вместе взятых, однако во время боя британским крейсерам удалось нанести "Шпее" тяжелые повреждения и фактически загнать его на рейд Монтевидео.
Нейтральный Уругвай согласно нормам международного права был обязан предоставить линкору три дня на устранение повреждений.
Однако британская разведка пустила слух, что на перехват "Шпее" движется сильная английская эскадра, и капитан корабля Ханс Лангсдорф, связавшись с командованием Кригсмарине, получил приказ Гитлера затопить корабль.
"Адмирал граф Шпее" вывели в устье реки Ла-Платы и взорвали. Линкор тонул в течение трех дней.
1100 военных моряков корабля благополучно прибыли в Буэнос-Айрес и затем вернулись в Германию. Командир Лангсдорф, узнав о том, что линкор стал жертвой дезинформации, застрелился в одном из отелей Буэнос-Айреса.