Сотрудники Института проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова РАН разработали специальную систему орнитологического мониторинга аэропорта "Шереметьево", которая призвана сократить количество столкновений самолетов с птицами, пишет во вторник "Московский Комсомолец".
Узнайте больше в полной версии ➞Статистика показывает, что в год в России происходит до 2 тысяч столкновений самолетов с пернатыми, что нередко приводит к серьезным сложностям для пилотов во время взлета или посадки, а иногда - и к фатальным последствиям для самолета.
Последнее время при аэропорте "Шереметьево" действовала орнитологическая служба, сотрудники которой вручную отслеживали птиц в бинокли и предупреждали диспетчеров и пилотов о приближении крупных стай. Эффективность такого метода борьбы оставляла желать лучшего, поэтому в строй ввели электронных охранников воздушного пространства.
"Теперь мы можем с точностью до часа выдать прогноз возможного появления птицы, летящей с определенной скоростью в определенной точке воздушного коридора" , - говорит разработчик системы Сергей Золотарев.
В систему заложены 10 тысяч карт, позволяющих определить место нахождения любой стаи, ее численность, направление и высоту полета. Там же содержатся метеоданные и статистика столкновений самолетов в конкретном квадрате местности.
Эти же ученые создали и более совершенную установку для отпугивания птиц. Если раньше для отпугивания птиц использовали лишь резкие звуки, теперь к ним добавили ультразвук (его преимущество в том, что, кроме птиц, никто в округе и не догадывается об атаке), а также лазерные лучи. Лазерная установка сканирует небо над ВПП, выискивая стаи. Если луч (ширина его 30-40 см) попадает на сетчатку птичьего глаза, птица тут же теряет ориентацию в пространстве и рефлекторно разворачивается в противоположную сторону. С той же целью - отвадить птиц от аэропорта - рекомендуется оборудовать острыми рейками и шипами все указатели, информационные знаки и опоры прожекторов.