Минэкономразвития внесло в правительство доработанный Лесной кодекс. Как сообщается на сайте ежедневной газеты "ГАЗЕТА", в новой редакции документа нет одного из его ключевых положений - разрешения частной собственности на лес. Дело в том, что президент России Владимир Путин заявил, что с частной собственностью на лес торопиться не надо. По его мнению, распродажа лесов - не единственный способ сделать лесную отрасль эффективной.
Узнайте больше в полной версии ➞В первой редакции Лесного кодекса предполагалось, что частные лица и лесозаготовительные компании смогут не только арендовать лесные участки, но и выкупать их в частную собственность. Не сразу - а через 15 лет после того, как арендатор обосновался на участке, и при условии, что плата вносится вовремя, а за лесом должным образом ухаживают.
Однако против идеи о передаче лесов в частные руки выступали как представители регионов, так и экологи. в Думе прошла кампания под лозунгом "Не дадим распродать наши леса финнам и китайцам", экологи поясняли, что в случае принятия кодекса люди не смогут собирать в частном лесу грибы и ягоды, а спикер Совета Федерации Сергей Миронов настаивал, что в голове у русского человека "не укладывается, как лес-батюшка может быть частным". Тогда-то в спор и вмешался Путин.
Теоретическая возможность выкупа участка после 15 лет работы на нем в новом проекте документа еще сохраняется. Но, по словам главы Федерального агентства лесного хозяйства Валерия Рощупкина, этот аспект будет регламентироваться отдельным законом. Когда он будет написан, неясно.
Остальные пункты кодекса остались без изменений: передача лесов в аренду только через аукционы, разрешение на работу в лесу иностранным компаниям. Эти положения документа, впрочем, тоже критикуются.
Например, глава думского подкомитета по лесным ресурсам Владимир Крупчак полагает, что на аукционах оказываются в проигрыше лесопользователи, которые работали на участке раньше и вложили деньги в его обустройство, - им просто может не хватить средств для победы на торгах. В результате, считает депутат, компании перестанут вкладывать деньги в сам участок и будут тратить их только для победы на аукционах, полагая, что лес уж как-нибудь сам вырастет. А глава Карелии Сергей Катанандов уверен, что аукционы не позволят местным властям контролировать, в чьи руки уходит лес, в отличие от конкурсов, на которых можно выбрать самого достойного инвестора.
Главной же причиной недовольства критикующих новый кодекс стало то, что он исключает из новой системы нынешние лесхозы. Кто их заменит и будет заниматься восстановлением леса, из кодекса понять нельзя. А по мнению экологов, чтобы избавить российские леса от главной напасти - незаконных вырубок, нужно включать в условия аукционов механизм добровольной сертификации лесопользователей. Это предполагает принятие на себя определенных обязательств - таких, как восстановление лесов после рубок, отказ от рубок в природоохранных зонах и от закупок нелегально заготовленного леса.
По данным издания, в мире сейчас лишь 20 процентов лесов принадлежит компаниям и частным лицам. В Финляндии частные леса составляют примерно 40 процентов, а в Канаде государство не отдает частникам больше 6 процентов лесных угодий; там лес сдается в аренду на 10-25 лет, и только предприятиям, которые имеют собственную перерабатывающую базу. В США было приватизировано более 90 процентов лесов, но сейчас обсуждается возможность выкупа части лесного хозяйства обратно в госсобственность.