После того, как тесты показали, что бомба, взорвавшаяся рядом с американским патрулем в Багдаде, содержала зарин, представители американских властей выразили беспокойство в связи с тем, что в Ираке до сих пор могут существовать и другие боеприпасы, заполненные отравляющим газом, сообщает в понедельник Associated Press.
Узнайте больше в полной версии ➞Министр обороны США Доналд Рамсфельд заявил, что результаты исследования снаряда с газом пока предварительные, так как выполнены в полевых условиях и могут быть неточными. По его словам, точное определение того, какое химическое вещество содержалось в снаряде и какую опасность его присутствие означает для американских военных, будет сделано чуть позже.
Тем временем, главный инспектор США по вооружениям в Ираке, Дэвид Кей (David Kay) заявил, что данный снаряд, возможно, был утерян по недосмотру в тот период, когда Саддам Хусейн занимался уничтожением подобного вооружения в середине 90 годов. В интервью Кей заявил, что сомневается, что снаряд попал в Багдад из тайного склада с оружием.
По словам анонимного источника в американской администрации, в субботу, во время взрыва бомбы, никто из солдат не пострадал. Однако позже солдаты, занимавшиеся перемещением снаряда, проявили симптомы, сравнимые с получением малой дозы нервно-паралитического газа. Как считается, находившиеся в снаряде два вещества, при смешении которых выделяется зарин, не успели прореагировать должным образом.
По мнению военных, данный боеприпас так называемого "бинарного типа" принадлежит к экспериментальным вооружениям, создававшимся в Ираке до войны в персидском заливе 1991 года. В таком снаряде из соображений безопасности и удобства хранения два компонента, образующие зарин, находятся в отдельных емкостях и спешиваются только после выстрела. По словам Дэвида Кея, малое количество газа, выделенное при взрыве в Багдаде, объясняется тем, что снаряд использовали как фугасное взрывное устройство в самодельной бомбе. Как заявил на пресс-конференции бригадный генерал Марк Киммитт (Mark Kimmitt), повстанцы, использовавшие снаряд, скорее всего не знали о том, что тот заправлен зарином. Внешне боеприпас никак не отличался от своих менее смертоносных собратьев.
По мнению Белого дома, обнаружение снаряда подобного типа может показывать, что саддамовский режим не уничтожил все запрещенные виды вооружений. Однако Дэвид Кей считает, что данный боеприпас - один из десятков тысяч, приготовленных для ирако-иранской войны - должен был быть уничтожен вместе с остальными, но просто был утерян. "Тяжело сказать, был ли именно этот снаряд просто потерян - мы всегда знали, что некоторое количество боеприпасов потеряли - или он лежал на тайном складе. Я склонен думать, что его потеряли, ведь повстанцы даже не знали, что в их руки попало химическое оружие".