Применить принцип реституции - то есть возвратить все к исходному состоянию дела и передать российских граждан послу России в Дохе - потребовали адвокаты арестованных в Катаре россиян. Об этом информационному агентству РИА "Новости" сообщил Илья Левитов, пресс-секретарь адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры", которое представляет интересы арестованных россиян в суде.
Узнайте больше в полной версии ➞По словам Левитова, адвокаты россиян, обвиняемых в причастности к убийству бывшего лидера чеченских сепаратистов Зелимхана Яндарбиева, потребовали для своих клиентов оправдательного приговора по всем пунктам обвинения. При этом защита ссылается на Венскую конвенцию о дипломатических сношениях, которая была нарушена при аресте россиян (их арестовали на территории российской дипломатической виллы, что было противозаконно).
Кроме того, по словам адвокатов, была нарушена и нью-йоркская конвенция, запрещающая применение пыток. В связи с этим защита снова потребовала изъять из дела сделанные во время следствия признания россиян, мотивируя это тем, что эти показания были получены под пытками. Защита представила суду официальные ноты МИД России, указывающие на нарушение указанных конвенций и прав россиян на регулярные свидания с адвокатами. В нотах говорится и о незаконности запрета на присутствие русского переводчика на таких свиданиях.
От имени защиты на процессе выступают катарский адвокат Мохсен ас-Сувейди и американский адвокат египетского происхождения Шариф Басиони - по нормам катарского суда, только они могут представлять интересы россиян. Ожидается, что следующее заседание суда состоится 8 июня 2004 года. На нем выступят представители обвинения.
Трое российских граждан были задержаны в столице Катара Дохе в ночь на 19 февраля 2004 года - через несколько дней после того, как при взрыве погиб в собственном автомобиле Зелимхан Яндарбиев. Россиян обвинили в причастности к убийству Яндарбиева. Вскоре одного из задержанных отпустили, так как он обладал дипломатической неприкосновенностью. 24 марта 2004 года он вернулся в Россию, а двое его сограждан остались в заключении и были переданы суду.
Адвокаты россиян неоднократно ходатайствовали о том, чтобы вызвать в суд в качестве свидетеля консула России в Дохе Максима Максимова. Трижды представители катарской прокуратуры возражали против этого. Однако, по словам Ильи Левитова, 25 мая представители обвинения на процессе не стали возражать против вызова консула и врачей, которые осматривали их в тюрьме, в суд. Защита надеется, что консул и врачи смогут дать показания относительно пыток, применявшихся к россиянам.